Древнерусская культура до принятия христианства

Материалы » Развитие русской культуры IX - первой половины XIII в » Древнерусская культура до принятия христианства

Страница 2

Язычество оставалось более или менее однотипным, пока речь шла о взаимоотношениях человека и природы, принцип социального равенства не пробуждал даже и соперничества между племенными божествами. Но положение резко изменилось, как только язычеству пришлось перестраиваться вслед за ускорявшимся социальным расслоением. Это был болезненный и противоречивый процесс. Традиции вступали в конфликт с новшествами.

Однако часы официальной языческой религии были уже сочтены. Формирующееся в конце X века новое государственно-феодальное образование нуждалось в обновлении и реальном духовном сплочении различных княжьих земель. Религиозный выбор был сделан тем же Владимиром, еще недавно возвысившим Перуна над всеми языческими богами. Крестив Русь православным византийским крестом (988 г.), Владимир сделал тем самым и культурный, и исторический выбор, открыв путь к самобытности русской культуры в противостоянии ее языческих традиций христианским.

Продолжительное время духовная жизнь на Руси определялась явлением, которое принято обозначать как православно-языческий синкретизм (нерасчленность, слитность). Возникшая на Руси уже в XI в. ситуация «двоеверия» — «двукультурья» сказывалась на всех, уровнях средневекового общественного сознания. Двоеверие не замыкалось в кругу верований и обрядов, оно оказывало большое воздействие и на развитие философско-мировоззренческих идей, включая нравственные нормы, эстетические представления, формы общественного устройства. Мифологическое мировоззрение было как будто оттеснено и уничтожено, и вместе с тем оно продолжало жить под покровом новых религиозных образов и обрядов, являясь той основой, на которую ложились краски византийской образованности. Отдельные оригинальные древнерусские памятники тяготеют то к одному, то к другому источнику синкретического мировоззрения, но неизменно имеют признаки их обоих. В результате, несмотря на все возрастающее влияние православия и постепенное изживание прежней мифологической системы взглядов, на Руси утверждался иной, чем в Византии, религиозно-мировоззренческий идеал, который далеко не во всех чертах повторял свой исходный прототип.

Страницы: 1 2 

Другие публикации:

Возрождение как явление культуры
XIII век (конец) – начало ренессансной культуры Италии - проторенессансом. Рядом с Данте всегда называют имя итальянского поэта Франческа Петрарки (1304 - 1374 гг.), который считается первым гуманистом Италии. По сути, в это время возника ...

Культура России Нового времени
XVIII в. был временем широкого и всестороннего расцвета русской национальной культуры. Этот факт обусловлен, прежде всего, коренными социально-экономическими и политическими преобразованиями, осуществляемыми в России Петром I. В отличие о ...

Вилла Фарнезе
Пала́ццо или ви́лла Фарне́зе (итал. Villa Farnese), в отечественной литературе также замок Капрарола, — укреплённая ренессансная усадьба кардинала Алессандро Фарнезе в местечке Капрарола, в Лацио, в 50 км к северо-западу от ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы