Этот вид художественного творчества стал самостоятельным жанром в живописи голландских и фламандских мастеров в XVII в. живопись того времени содержала в себе скрытую аллегория. Как правило, художники изображали быстротечность всего земного и неизбежности смерти, либо их произведения «рассказывали» о Страстях Христовых и Светлом Воскресение.
В общем и целом, неодушевленные предметы присутствуют в произведениях искусства, начиная со времен палеолита. В разное время им отводилось своя роль и придавалось свое значение. Произведения Ганса Гольбейна, Караваджо или Яна Вермеера не являются натюрмортами, но в их работах ему отводится особое место как в художественном, так и в смысловом плане.
В фотографию этот жанр творчества пришел только в 1839 году. Ипполит Байяр составил композицию из гипсовых слепков, а Жак-Луи Дагер сделал несколько натюрмортов с гипсовыми слепками - небольшими скульптурками, картинами и фрагментами античных фризов. Зачастую фотографы повторяли композицию и использовали те же предметы, что и художники.
Натюрморты, как правило, снимали в помещении, но были исключения. Из-за плохой светочувствительности ранних фотоматериалов ряд мастеров предпочитали работать в саду или палисаднике. При этом в ход шли любые подручные материалы (лестницы, грабли, тачки, ведра и прочее), которые нередко смешивались с принесенными домашними вещами, живые цветы, деревья соседствовали с неодушевленными предметами.
В начале XX века фотография ищет новые способы и объекты для воплощения этого жанра. Ведь простой фиксации скомпонованных предметов оказывается уже недостаточно. Сложные ракурсы, приближенная съемка, фотограммы, увлечение формой и фактурой объекта — все это придает новый облик прежнему жанру. Расширяется круг предметов: наряду с такими банальными бытовыми вещами, как вилка или очки, появляются индустриальные предметы (инструменты, детали машин и станков).
Мир обыкновенных вещей вновь расцветает в средине века с натюрмортами Йозефа Судека. Мягкий рассеянный свет придает обычному цветку в стакане лирико-меланхолическое настроение.
Во второй половине прошлого столетия натюрморт все чаще оказывается востребован в рекламной индустрии. Счастливый союз коммерции и искусства воплощают натюрморты Ирвина Пена. Классические, стильные, ироничные, но неизменно простые и утонченные. Благодаря этому мастеру впервые в 1944 году обложку модного журнала украсил фотографический натюрморт.
Среди российских фотографов того времени особое место принадлежит Борису Смелову. Его классические натюрморты из предметов старинного петербургского быта отличала идеальная композиция и безупречная техника.
Другие публикации:
Палаццо Веккьо
Это правительственное здание 1299 г., где заседали приоры, называлось Новый дворец (Palagio novo). Прежнее правительственное здание Барджелло стало Старым дворцом. В XV в. правители коммуны объявили себя синьорами (signori), а само здание ...
Периодизация классицизма
В европейской художественной культуре формируются национальные школы - французская, итальянская, испанская, фламандская и др. Почти одновременно складывается художественный стиль классицизм, а также проявляют себя тенденции реалистическог ...
Предметное построение сюжета
Сюжет, считает Волков Н.Н., следует рассматривать как общее в различных формах изложения, в частности – изложение на языках различных искусств. Сюжет картины можно рассказать на словах. Во многих случаях картина пишется на сюжет, рассказа ...