Мебель барокко и классицизма

Материалы » Мебель барокко и классицизма

Страница 1

Барокко («причудливый»). Конец ХVI-первая половина ХVIII вв. Родился в Италии, но развитие получил во Франции при дворе Людовика XIV. Основные элементы восходят к античности. Главное же, что отличает барокко, - это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий. Плавные геометрические линии, овалы, спирали и другие более сложные и запутанные очертания. Для формирования выпуклых поверхностей возникает техника деревянного мозаичного набора, когда кусочки фанеры склеивали, шлифовали и покрывали лаком. В результате появляются очень пластичные поверхности предметов: крученые колонны, богато профилированные карнизы и рамки. Мотивами служат щиты, картуши, прихотливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды, фестоны. Вместо дуба мебель теперь изготавливается из ореха. В стульях появляется гнутая ножка. В декор вводится позолота и инкрустация. Все чаще обивается декоративными тканями и украшается бахромой. Впервые появляются гарнитуры, входит в употребление комод.

На смену стилю Ренессанс в ХVII веке пришел декоративный стиль барокко. Пышные динамические формы архитектуры, перегруженные лепкой, живописью, позолотой, нашли свое отражение и в мебели. Предметы обстановки стали очень сложными по форме, с обилием украшений, разнообразными шаблонами карнизов, в которых преобладали лепка, витые колонны, подчеркнутой текучесть формы в отличие от спокойных и четких линий стиля Ренессанс.

Сюжетами резьбы и росписи служат купидоны, негры, гении, наяды, грифоны, орлы, львы, раковины, свернутые ленты, завитки аканта, скомпонованные в пышные, динамические композиции.

Обивают мебель преимущественно бархатом с крупным рисунком. Материал для изготовления мебели — орех и дуб. Основные предметы обстановки — шкафы, бюро-кабинеты, мягкие кресла и стулья.

Мебель барокко (во Франции — стиль Людовика ХIV) называют также мебелью стиля Буль, по имени основателя фирмы целого поколения придворных фабрикантов и мастеров Андре-Шарля Буля. Эта мебель проста по форме, но очень перегружена украшениями и инкрустацией, закрывающими собой всю плоскость дерева. В орнаментике использовались мотивы античного Рима — пышные акантовые завитки, изображения военных трофеев, лавровых венков, мечей. Мебель в стиле Буль была распространена не только во Франции, но и в других странах.

В ХVII веке в обиходе появляется шезлонг — удлиненное кресло с откидной спинкой, удобное для лежания; кресло для сна с полукруглыми выступами на спинке на уровне головы; диваны в виде трех скрепленных кресел с общей спинкой и сиденьем.

Мебель обивают гобеленовой штучной тканью специально скомпонованного рисунка по форме сидений и спинок, как то видно на (5). Рисунки гобеленов состояли из сложных композиций цветов, птиц, растений, животных, атрибутов музыки, перевитых гирляндами и лентами. У стен больших залов и гостиных ставили консоли (особые столы) на двух ножках с зеркалом над ними. Консоли украшали сильно профилированными и прихотливо изогнутыми проножками и картушами. В начале ХVIII века начали появляться письменные столы, комоды, бюро с выдвижными ящиками.

Классицизм (середина ХVIII - ХIХ вв.). Пресыщенность причудливыми формами рококо вызвала к жизни призывы к искусству более трезвому и рациональному. Воскресла мода на античность. Так возник классицизм с его идеями о строгих ясных логичных формах. Капризные формы рококо постепенно «успокаиваются», линии выпрямляются, начинает господствовать ясность и гармоничность пропорций, равновесие частей. Декор сводится к самому необходимому. Мебельные ножки выпрямляются, подчеркивается их функция опорно-несущих конструкций. Они уподобляются суживающимся к низу колоннам. В мебели классицизма уже нет слитности деталей в одну массу, подчеркивается конструктивный принцип. Мягкая мебель обивается тканями с цветочным орнаментом. В декоре преобладают античные мотивы: меандры, нити жемчужин, цветочные или лавровые гирлянды, розетки, фестоны. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зеленый) в сочетании с легкой позолотой отдельных деталей. Английский классицизм - это мебель в стилях «шератон» (матовая поверхность дерева, спинки в форме античной лиры или щита с орнаментом) и «хэплуайт» (легкость форм, отдельные детали сохраняют небольшой изгиб, спинки, напоминающие щит, делаются или ажурными, или мягкими).

Страницы: 1 2 3

Другие публикации:

Обоснование выбора схемы узора
Я выбрала такой узор, так как он необыкновенный и напоминает весенний цветок. Расчет конструкции Шапочка: Связать два круга соединить их, сшив выступающие части. Обвязать нижний край шапочки, слегка стягивая края. Шарф: Набрать 33 во ...

Представления о культуре в эпоху Средневековья
В рассматриваемый период времени происходит координальное изменение по отношению к рассматриваемому вопросу. Связано это было с тем, что средневековье выдвигает свою, отличную от предшествующей эпохи мировоззренческую парадигму. Вместо ан ...

Гармоническое содержание «Венгерского рондо » Гайдна
В биографической литературе мы не нашли обозначении или объяснения понятию «венгерское». Но зная биографию Гайдна, что жил он в имении Эстергази венгерского князя. Общение Й. Гайдна и князя было на уровне простого люда. Все относились к н ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы