Мебель барокко и классицизма

Материалы » Мебель барокко и классицизма

Страница 1

Барокко («причудливый»). Конец ХVI-первая половина ХVIII вв. Родился в Италии, но развитие получил во Франции при дворе Людовика XIV. Основные элементы восходят к античности. Главное же, что отличает барокко, - это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий. Плавные геометрические линии, овалы, спирали и другие более сложные и запутанные очертания. Для формирования выпуклых поверхностей возникает техника деревянного мозаичного набора, когда кусочки фанеры склеивали, шлифовали и покрывали лаком. В результате появляются очень пластичные поверхности предметов: крученые колонны, богато профилированные карнизы и рамки. Мотивами служат щиты, картуши, прихотливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды, фестоны. Вместо дуба мебель теперь изготавливается из ореха. В стульях появляется гнутая ножка. В декор вводится позолота и инкрустация. Все чаще обивается декоративными тканями и украшается бахромой. Впервые появляются гарнитуры, входит в употребление комод.

На смену стилю Ренессанс в ХVII веке пришел декоративный стиль барокко. Пышные динамические формы архитектуры, перегруженные лепкой, живописью, позолотой, нашли свое отражение и в мебели. Предметы обстановки стали очень сложными по форме, с обилием украшений, разнообразными шаблонами карнизов, в которых преобладали лепка, витые колонны, подчеркнутой текучесть формы в отличие от спокойных и четких линий стиля Ренессанс.

Сюжетами резьбы и росписи служат купидоны, негры, гении, наяды, грифоны, орлы, львы, раковины, свернутые ленты, завитки аканта, скомпонованные в пышные, динамические композиции.

Обивают мебель преимущественно бархатом с крупным рисунком. Материал для изготовления мебели — орех и дуб. Основные предметы обстановки — шкафы, бюро-кабинеты, мягкие кресла и стулья.

Мебель барокко (во Франции — стиль Людовика ХIV) называют также мебелью стиля Буль, по имени основателя фирмы целого поколения придворных фабрикантов и мастеров Андре-Шарля Буля. Эта мебель проста по форме, но очень перегружена украшениями и инкрустацией, закрывающими собой всю плоскость дерева. В орнаментике использовались мотивы античного Рима — пышные акантовые завитки, изображения военных трофеев, лавровых венков, мечей. Мебель в стиле Буль была распространена не только во Франции, но и в других странах.

В ХVII веке в обиходе появляется шезлонг — удлиненное кресло с откидной спинкой, удобное для лежания; кресло для сна с полукруглыми выступами на спинке на уровне головы; диваны в виде трех скрепленных кресел с общей спинкой и сиденьем.

Мебель обивают гобеленовой штучной тканью специально скомпонованного рисунка по форме сидений и спинок, как то видно на (5). Рисунки гобеленов состояли из сложных композиций цветов, птиц, растений, животных, атрибутов музыки, перевитых гирляндами и лентами. У стен больших залов и гостиных ставили консоли (особые столы) на двух ножках с зеркалом над ними. Консоли украшали сильно профилированными и прихотливо изогнутыми проножками и картушами. В начале ХVIII века начали появляться письменные столы, комоды, бюро с выдвижными ящиками.

Классицизм (середина ХVIII - ХIХ вв.). Пресыщенность причудливыми формами рококо вызвала к жизни призывы к искусству более трезвому и рациональному. Воскресла мода на античность. Так возник классицизм с его идеями о строгих ясных логичных формах. Капризные формы рококо постепенно «успокаиваются», линии выпрямляются, начинает господствовать ясность и гармоничность пропорций, равновесие частей. Декор сводится к самому необходимому. Мебельные ножки выпрямляются, подчеркивается их функция опорно-несущих конструкций. Они уподобляются суживающимся к низу колоннам. В мебели классицизма уже нет слитности деталей в одну массу, подчеркивается конструктивный принцип. Мягкая мебель обивается тканями с цветочным орнаментом. В декоре преобладают античные мотивы: меандры, нити жемчужин, цветочные или лавровые гирлянды, розетки, фестоны. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зеленый) в сочетании с легкой позолотой отдельных деталей. Английский классицизм - это мебель в стилях «шератон» (матовая поверхность дерева, спинки в форме античной лиры или щита с орнаментом) и «хэплуайт» (легкость форм, отдельные детали сохраняют небольшой изгиб, спинки, напоминающие щит, делаются или ажурными, или мягкими).

Страницы: 1 2 3

Другие публикации:

Понимание культуры в новое время
Понятие «культура» вошло в обиход в современном значении в европейской мысли во второй половине XVIII в. в Германии. Оно имело два смысловых оттенка: – господство над природой с помощью знаний и ремесла, так как культура выступала как ма ...

Художники, работающие в жанре урбанистического пейзажа
Хендрик Аверкамп - создатель раннего типа голландского городского пейзажа XVII в. с элементами жанра небольших, написанных в серебристой гамме зимних пейзажей с фигурами. Алексеев Фёдор Яковлевич (1753 или 1754, Петербург — 1824, там же) ...

Самодвижение
Художественный образ обладает своей логикой, он развивается по своим внутренним законам, обладая самодвижением. Художник задает все изначальные параметры образа, но, задав их, он не может ничего изменить, не совершая насилия над художеств ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы