Пожалуй, самой примечательной чертой российских просветителей был их ярко выраженный патриотизм. Победа над Швецией в Северной войне выдвинула Россию в число великих европейских держав. Это позволило русским людям по-новому осознать значимость своей нации, на равных входящей в семью европейских народов. Вместе с тем культурная отсталость России рождала горькие чувства. Особенно задевало русскую национальную гордость распространенное на Западе мнение, что Россия никогда не станет цивилизованной, если будет рассчитывать только на собственные силы. Поэтому российские просветители не уставали говорить о нераскрытых творческих возможностях нации. Россия, по словам философа-просветителя Поповского, не успела войти в число просвещенных государств скорее "за поздним начатием учения, нежели за бессилием". Читая лекции по философии в Московском университете, он призывал своих слушателей доказать, что и им "от природы даны умы, такие ж, какие и тем, которыми целые народы хвалятся".
Русские деятели настаивали на том, что необходимо усилить просветительскую роль государства, создать разветвленную систему государственного образования, открыть доступ к науке, государственной и общественной жизни выходцам из низших слоев общества. Большую роль сыграли русские ученые-просветители, и прежде всего Ломоносов, в создании русского научного языка.
Если попытаться нарисовать портрет России времен Екатерины II, то Просвещение послужит рамой, в лучшем случае – фоном. Идеи Просвещения, усвоенные крайне непрочно чрезвычайно малой частью россиян, исказились под влиянием российской действительности. Тем не менее, в следующем, 19 столетии просвещенное российское общество все сильнее и сильнее станет поворачивать ход истории страны на свой лад.
Другие публикации:
Балетмейстер Марис Лиепа
В 1960 г. начинается работа Мариса Лиепы, как балетмейстера. Первая постановка оказалась достаточно сложной, поскольку предстояло восстановить балет русского артиста, балетмейстера и педагога начала 20 века М. Фокина. В течение шести лет ...
Формирование и основные черты
античной древнегреческой цивилизации
Античность(древность) ввели итальянские гуманисты в эпоху возрождения(обозначение греко-римской культуры). Развитие древне Греции: I-критомекенская цивилизация (3-2 тысячелетие до н.эналичие дворцов –цитаделей, мощных архитектурных компле ...
Натурализм
Натурализм (франц. naturalisme, от латин. nature - природа) - художественный метод, сложившийся в западноевропейской и американской культуре последней трети ХIХ века под влиянием философии позитивизма О. Конта, Г. Спенсера, И. Тэна и стре ...