Мастера тувинского камнерезного искусства

Материалы » Камнерезные изделия » Мастера тувинского камнерезного искусства

При общности иконографии, традиций, основных приемов и форм в этом искусстве раскрывается бесконечное богатство творческих индивидуальностей мастеров.

Например, мастер М.Х. Черзи силен богатством и тонкостью орнаментации, декоративными эффектами.

Меньше внимания орнаментации уделял Х.К. Тойбухаа, зато богаты моделировка его скульптур, пластическое выражение движения, пространственная композиция. Даже в миниатюрных фигурках поражают точность и чистота изображений лиц. С большим мастерством ему удавались многофигурные композиции, ритмическая согласованность движений пары или группы животных. Мастер Б.С. Байынды любил спокойные, статистические формы, подчеркивал устойчивость и силу животных. Именно эти особенности стремится передать мастер в композиции " Бой быков" (1977 г ), избегая динамичности, которой требует сам сюжет.

Выдающийся камнерез В.Салчак придумал новое направление в камнерезном искусстве – создание пустотелых фигур. Самое священное у тувинцев - это их жилище, юрта. Он сделал ее миниатюру из агальматолита пустотелой (2004 г.). Особенность пустотелых фигур состоит в том, что их можно выполнять в более крупном размере, нежели монолитные фигурки из Чонар – даша, а это неограниченный простор для фантазии.

Владимир Салчак исследовал чонардаш и обнаружил, что он еще и поет: " камни бело-голубого цвета хорошо, звонче поют. Немного тусклее и тоскливее звучит красноватый камень. Мы изучали и его светопроницаемость. Один и тот же камень по-разному пропускает через себя свет. В особенности, когда еще не разукрашенная юрта каменная, когда вечером снизу подсветку лампой делаешь цветами играет - одно загляденье".

Среди камнерезов старшего поколения Байыр Сарыгович Байынды является признанным мастером. Его произведения стали ярким примером для творческого вдохновения последующих молодых резчиков по агальматолиту. Пластическое искусство Байыра Сарыговича раскрыло одну из блестящих граней тувинского народного искусства.

Камнерезные произведения Б. С. Байынды хранятся в фондах Национального музея Республики Тыва, художественных музеев Иркутска, Красноярска, Томска, Омска, Барнаула, Москвы и Санкт-Петербурга. Пластическое искусство Байыра Сарыговича Байынды является одним из значительных пластов "золотого" фонда изобразительного искусства Тувы.

Мы рассмотрели лишь малую часть этого поистине уникального, древнего, самобытного искусства камнерезного дела, прикоснулись лишь слегка к истокам и основам культуры наших предков. Мы почувствовали, насколько щедра и богата наша земля.

Время не стоит на месте, рождаются на свет новые мастера, появляются новые стили и направления, открываются новые школы, в которых обучают этому мастерству. Преемственность поколений сохраняется. И настоящим мастером является тот, кто искренне любит, ценит, бережет свою родную землю. Только тому природа приоткроет свои тайны и покажет всю красоту, при помощи этого вида искусства.

Р.А Аракчаа "Сарлык (як) с теленком" 1977 г.

К.Х. Тойбухаа "Конь"

Э.Б. Байынды "Бой быков" 1977 г.

Д.Х. Тойбухаа "Укрощение строптивого" 1979 г.

Э. Б. Тюлюш "Стремительная всадница" 1979 г.

Б.С. Дупчур "Погонщик верблюдов" 1980 г.

Другие публикации:

Сеть учреждений для детей и подростков в "досоветской" России
В данном параграфе представлено становление сети учреждений культуры для детей и подростков, основные факты и события, повлиявшие на ее развитие. Так же рассказывается о досуге детей и подростков. Большое внимание уделено клубам Шацкого, ...

Грета Гарбо
(настоящая фамилия Густафсон, 1905 – 1990 года) дебютировала в шведском кино в фильме «Бродяга Петер» (1922 год). В 1924 году она сыграла первую большую роль в «Саге о Йесте Берлинге» шведского режиссера Морица Стиллера (1883 – 1928 года) ...

Теория игры Йохана Хейзинга
Современный голландский культуролог, автор произведений «Homo ludens» (человек играющий), «Осень средневековья», Й. Хейзинга предлагает понимание культуры как игры. В основе развития культуры человека лежит не труд, а игра. Человек начина ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы