История Мавзолея

Материалы » Галикарнасский Мавзолей » История Мавзолея

Мавзолей сохранялся на протяжении многих столетий, но в средние века его стали постепенно разрушать. Крестоносцы ордена св.Иоанна при постройке своей крепости близ мавзолея брали оттуда материал для строительства. И хотя еще в 1512 году погребальная камера была цела, но после завоевания Малой Азии турками разрушение памятника продолжилось, и уже в 1665 году от него почти ничего не осталось. Археологические раскопки, которые проводились в 1850х годах английским археологом Ньютоном, обнаружили лишь руины с обломками архитектурных деталей, статуй и рельефов. Теперь эти фрагменты хранятся в британском музее (Лондон). Благодаря этим археологическим данным, а также свидетельствам древних авторов, мы можем представить себе общий облик этого грандиозного сооружения, строителями которого были Пифий и соотечественник скульптора Скопаса – Сатир с острова Парос. Главные сведения сообщают нам Плиний и Витрувий. Плиний дает довольно подробное описание того, как выглядел Мавзолей, которое служит основой для реставрации здания и правильного распределения его декоративных скульптур между отдельными мастерами.

Мавзолей представляет собой прямоугольную двухъярусную постройку. Высота здания составляла примерно 45 метров, ширина основания - 40 метров. На огромном цоколе высотой 24 метра, составляющем первый этаж, служивший усыпальницей Мавсола и Артемисии, располагался заупокойный храм (для культа героизированных предков) с 36 ионическими колоннами. Снаружи первый этаж был обнесен сплошной стеной, по верху которой проходил рельефный фриз, в украшении которого участвовал Скопас вместе с другими греческими скульпторами (Тимофеем, Бриоксидом, Леохардом). Стена первого этажа служила цоколем для колоннады второго яруса, на длинных сторонах которого стояло по одиннадцати колонн ионического ордера, на коротких девять. Колонны поддерживали антаблемент со сплошь покрытым рельефом фризом. Возвышающаяся над антаблементом крыша, чудо инженерного искусства древности, имела вид ступенчатой пирамиды (24 ступени из мраморных плит), увенчанной колоссальной скульптурной группой работы Пифия, представляющей Мавсола и Артемисию на колеснице, запряженной четверкой коней. Помимо этого, Мавзолей был украшен рядом статуй, расположенных между колоннами второго этажа, по краям крыши и около здания.

Внутри здания потолок первого этажа поддерживали пятнадцать столбов, грани которых имели вид антов дорического ордера. Потолок второго этажа поддерживали пятнадцать колонн коринфского ордера.

Таким образом, был создан совершенно новый тип многоэтажного погребального монумента. Как отмечает Б.Р. Виппер, «здесь чисто греческое тектоническое ядро – в виде ионической колоннады и антаблемента – сочетается с восточными элементами – башней и пирамидой». В результате Мавзолей сочетал в себе торжественную пышность восточной архитектуры с изяществом ионического ордера. Не эллинским является также назначение Галикарнасского Мавзолея. Само сооружение этого монумента характерно для духа эпохи. Произведение греческой архитектуры до его появления являлись общественными зданиями, главным назначением которых являлось удовлетворение потребностей граждан полиса. В Мавзолее резко выступает совершенно иная задача – увековечить память правителя, что еще больше сближает это сооружение с искусством востока. Не для граждан полиса, а для возвеличивания восточного деспота-сатрапа отдавали свои силы приглашенные им лучшие эллинские мастера. Кроме того, следует отметить, что в Мавзолее, как и в некоторых других постройках конца 5 – первой половине 4 века до н.э., применены все три ордера.

Другие публикации:

Балетный академизм М. Петипа
Вторая половина XIX века справедливо называется в балете эпохой Мариуса Петипа (1819-1910). С его именем связано торжество русского балетного искусства. За 56 лет работы в петербургском театре он оставил более 60 балетов. С ним вместе их ...

История возникновения и развития лоскутного шитья
Лоскутное шитье издавна известно многим народам. Из пестрых и однотонных кусочков ткани, выкроенных по шаблонам, мастерицы составляют самые разные композиции - мозаичные узоры. Недаром этот вид творчества у нас называют ситцевой или лоску ...

Возникновение жанров
«Киномоголы» стремились выдавать развлекательную продукцию высшего качества, но не желали рисковать, выпуская картины, коммерческий успех которых был сомнителен. Дабы свести этот риск к минимуму, они стали сосредоточивать свои усилия на ф ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы