Идеи Просвещения и русское православие

Материалы » Культура в эпоху Просвещения » Идеи Просвещения и русское православие

Несходство путей развития России и Запада определило другую особенность российского Просвещения. Хорошо известно знаменитое "вольнодумство" французских просветителей, их резко враждебное отношение к Католической церкви, порой принимавшее форму открытого атеизма. Вопрос о существовании Бога был предметом острых вопросов между ними. Так, Дидро заявлял, что Бога нет; Руссо утверждал, что видит Бога в каждом творении, Вольтер считал, что если Бога нет, то его нужно выдумать как моральную узду для человечества. Но главное заключалось в том, что французское Просвещение носило светский характер. В России же философия еще не отделялась от религии, ей только предстояло выйти за рамки христианства. Поэтому в среде просветителей того времени вопрос о существовании Бога открыто не обсуждался. Русские естествоиспытатели, например, прочно занимали позиции деизма. Даже Ломоносов, горячо доказывавший вредность церковной опеки над наукой, не подвергал сомнению существование Бога и резко осуждал религиозные воззрения Вольтера. Насколько противоречиво было отношение русского общества к этому знаменитому французу, можно понять из высказывания просвещенного вельможи И. И. Шувалова: "Вот как не люблю его, бестию…, а приятно пишет!" Конечно, русские просветители славили Разум, боролись против невежества и суеверий, обличали пороки священнослужителей. Ходившее в обществе знаменитое стихотворение Ломоносова "Гимн бороде" принесло много неприятностей его автору. Но в целом все они оставались на позиции истинных христиан.

Другие публикации:

Керамические сосуды Древнего Рима
История Древнего Рима и его цивилизация по сравнению с Грецией были значительно более сложными явлениями. В отличии от Греции, население древней Италии состояло из нескольких разноязычных народов, причём на языке римлян – латинском – гово ...

«Страшный суд»
Тема Страшного Суда – одна из самых важных, распространенных и впечатляющих в истории искусства средневековой Европы: это традиционный сюжет в витражах и рельефах готических соборов; из иконографических программ романской монументальной ж ...

Культура во времени и пространстве
Культуру можно разделить на две части – культурную статику и культурную динамику. К культурной статике относят внутреннее строение культуры, то есть совокупность базисных элементов, их сочетания, а также основные черты и формы культуры. ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы