Культура XIX века

Материалы » История и теория культуры » Культура XIX века

В культуре нового времени XIX век занимает особое место. Это век классики, когда буржуазная цивилизация достигла своей зрелости и затем вступила в стадию кризиса. Именно такую оценку дали этому времени выдающиеся мыслители Ф. Ницше, О. Шпенглер, Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет.

В своей основе культура XIX столетия базируется на тех же мировоззренческих посылах, что и вся культура Нового времени, а именно: рационализм, антропоцентризм, сциентизм (ориентация на науку), европоцентризм (оценка других культур с позиций исключительно европейских ценностей).

Считается, что историческое лицо XIX в. обозначили три фактора: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Другое событие – Великая французская буржуазная революция 1789–1793 гг., идеалами которой вдохновлялись и лидеры Американской революции, – одновременно обозначило кризис культуры Просвещения, как неспособной обеспечить адаптацию человеческой деятельности к новым формам реальности.

Рассматривая второй вопрос, необходимо отметить, что романтизм сформировался в начале XIX в. как выражение активной неудовлетворенности результатами французской буржуазной революции со стороны как феодальных классов, так и широких демократических слоев общества. Поэтому романтизм принимал различные по своей социальной направленности формы, выступая и как феодально-аристократическая оппозиция буржуазному прогрессу, и как проявление недовольства убожеством прозы жизни с позиций высоких героических идеалов личности, духа бунтарства и идеализации красоты борьбы во имя добра и справедливости.

Для романтического мировоззрения характерны резкий раскол, несовместимость действительности и мечты, отрицание действительности с её эгоистическими интересами, мелочностью, грубостью и косностью, враждебными красоте и человечности, противопоставление ей художественно воплощенной мечты о совершенстве человека и мира. При этом романтический герой не ограничивается пассивной ролью человека, примирившегося с враждебными обстоятельствами, а вступает чаще всего в активное противоборство с ними.

В этом случае представители реакционного направления в романтизме пессимистично оценивали перспективы такого противоборства и идеализировали роковые мотивы в культуре настоящего и прошлого, а прогрессивная тенденция в романтической культуре воплощалась в оптимистической трагедии осуществления высоких идеалов будущего, самопреодоления и самоутверждения героя в борьбе. В романтизме сила и непреодолимость зла и несовершенства мира не могут оправдать бездействия человека, а наоборот, требуют от него напряжения всех сил в борьбе со злом вопреки неудачам и даже без надежды на успех.

Приступая к обсуждению следующего вопроса, отметим, что реализм – сформировавшееся в XIX в. в Европе и России направление в художественной культуре, характеризующееся верностью правде жизни, глубоким в нее проникновением, постижением и выражением ее сущности с исключительной силой художественного воздействия. Важнейшим проявлением реализма как художественного метода является принцип историзма, конкретно-историческая правдивость воспроизведения человеческих судеб и характеров, типических обстоятельств, которые в художественно-образной форме выражают наиболее существенные черты определенного этапа общественного развития. Реализм предполагает правдивое художественно-творческое воспроизведение реальных жизненных характеров как конкретно-исторический результат и перспективу общеисторического развития.

В XIX в. происходит пересмотр ценностей, как в общественной жизни, так и в культуре. Искусство Европы, начиная с конца 50-х гг., вступает в эпоху декаданса (упадка). Культура декаданса в Западной Европе с 50-х гг. XIX в. до его конца отражала кризис, безнадежность, пессимизм.

Другие публикации:

Исполнение мечты – Большой театр СССР
Летом 1960 г. Мариса Лиепу пригласили участвовать в гастрольной поездке Большого театра в Польшу. На гастролях он станцевал партии в балетах "Тропою грома" К. Сергеева, "Дон Кихот" и в сцене "Вальпургиева ночь&quo ...

«Новая волна» в кинематографе Франции
Французская «новая волна» (фр. La Nouvelle Vague) — направление в кинематографе Франции конца 1950-х и 1960-х годов. Одним из его главных отличий от преобладавших тогда коммерческих фильмов был отказ от устоявшегося и уже исчерпавшего себ ...

Гай Джонсон
Гай Джонсон (Guy Johnson) – американский художник. Один из столпов и основателей фотореализма, яркий представитель поп-арта и гиперреализма. Родился в 1927 году в Форт-Уэйне, штат Индиана. В 18 лет он завербовался в армию и прослужил в ам ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы