Сущностные аспекты культуры

Материалы » История и теория культуры » Сущностные аспекты культуры

Страница 2

Помимо названных институтов культуры в самой культуре существуют структуры ее самообеспечения. Они содержат некоторые общие элементы. Среди них можно выделить такие, как 1) творцы элементов культуры (писатели, композиторы, ученые); 2) потребители культуры (люди, для которых предназначено культурное творчество); 3) люди, являющиеся посредниками между потребителями и творцами (продюсеры, менеджеры, издатели).

Выполняя свои функциональные роли, некоторые социальные институты порождают ряд культурных учреждений и организаций, которые можно сгруппировать следующим образом: организации, осуществляющие духовное производство (издательства, киностудии, театры, кружки, творческие объединения, коллективы); организации, планирующие культурную деятельность (правительственные организации культуры, творческие союзы и т.д.); организации, осуществляющие распространение культуры (кинотеатры, лектории, концертные и гастрольные объединения и др.). Нужно иметь в виду, что в последнее время возникают такие учреждения культуры, которые одновременно производят и распространяют культурные ценности. Это учреждения, связанные с индустрией культуры и шоу-бизнесом.

Приступая к изучению третьего вопроса данной темы, обратите внимание на то, что культура, как социальный феномен должна выполнять определенные социальные функции, чтобы обеспечить не только само существование человека, но все формы его самореализации, как биологические, так социальные и духовные. Поэтому осмысление феномена культуры связано с попытками классифицировать те роли, которые она играет в обществе. При рассмотрении данного вопроса постарайтесь применить системный подход, ибо простым методом перечисления невозможно охватить многообразие ее социальных ролей. Выдающийся немецкий философ Г. Гегель считал, что социальная роль культуры выражается в образовании человека. Она ведет его от незнания к знанию. А немецкий просветитель Я. Аделунг утверждал, что культура увеличивает роль сознания и разума, смягчает нравы, воспитывает вкус. По мнению российского культуролога Б.С. Ерасова, культура выступает важным фактором регуляции хозяйственной деятельности, социальных отношений, политики, без которых она не может полноценно функционировать.

Используя системный подход, можно сказать, что культура как социальный феномен выполняет такие функции, как познавательно-преобразующая, которая связана с потребностью обеспечения человеком своего биологического существования, однако в процессе взаимодействия с природой у людей формируются потребности надбиологического порядка – духовные потребности, в том числе и потребность в творчестве. В результате чего в процессе преобразования природы человек начинает преобразовывать себя самого. Помимо этого процесс становления человека не мыслим без его познавательной деятельности. Процесс познания мира связан с определенными формами мировоззрения, в которых отражались представления человека об окружающей действительности. К таким формам можно отнести мифологическое, теологическое и рациональное мировоззрение.

По мере усложнения мира культуры формируются вспомогательные функции, такие как защитная функция, (ограждение человека от неблагоприятных условий воздействия окружающей среды); проективная функция (обеспечение психологической и эмоциональной защиты и разрядки через систему социокультурных институтов – семья, церковь и т.д.); нормативная функция (воспроизведение неких социальных норм, по которым живут люди).

Страницы: 1 2 3

Другие публикации:

Ораторское искусство
Ораторское искусство – это искусство публичной речи, рассчитанной на непосредственное восприятие слушателями. Включает в себя контакт с аудиторией, богатство интонации и мимики, пластику, жесты и движения и само обаяние личности оратора п ...

Понятие «музей»
Современная музееведческая мысль разработала целый ряд определений музея, что связано как с различными исследовательскими подходами специалистов, так и с разнообразием целей и задач, ради которых создаётся дефиниция. Например, в Российско ...

Поздний Ренессанс – вторая треть XVI – первая половина XVII в
Период Позднего Возрождения отмечен рядом важных изменений в искусстве. Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру и технику (так называемый маньеризм) великих мастеров Возрожден ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы