Феномен культуры. Многообразие дефиниций

Материалы » История и теория культуры » Феномен культуры. Многообразие дефиниций

Страница 2

Третий подход связан с пониманием цивилизации как определенного уровня развития культуры (Л. Морган, Ф. Энгельс, В. Мак-Нил). Так, например, Ф. Энгельс считал началом цивилизации возникновение товарного производства, а В.Мак-Нил – изобретение письменности и признание авторитетности текстов о нравственных нормах (Библия, Коран и др.).

Цивилизация как социальный феномен противостоит культуре. Подобную точку зрения высказывали сторонники четвертого подхода (И. Кант, Ф. Ницше, О. Шпенглер, Н. Бердяев и др.). Немецкий философ И. Кант полагал, что в своей основе культура нравственна, поскольку нравственный поступок основывается на чувстве долга, а цивилизация – на внешнем соблюдении благопристойного поведения. Другой немецкий философ – О. Шпенглер утверждал, что в основе культуры лежит гуманистическое начало, а в основе цивилизации – прагматизм, поэтому, достигнув стадии цивилизации, культура неизбежно погибает.

Завершая изучение вопроса о соотношении понятий «культура» и «цивилизация», обратите внимание на то, что цивилизация как социокультурный феномен ограничена в пространстве и времени, поэтому для ее анализа можно применять как диахронный, так и синхронный подходы.

Вопросы для самоконтроля

Почему термин «культура» обрел статус научного понятия по времени значительно позже своего возникновения?

Чем обусловлено множество определений культуры?

Чем отличается частнонаучный подход в понимании культуры от общенаучного?

В чем состоит различие между культурой и цивилизацией, цивилизацией и формацией?

Страницы: 1 2 

Другие публикации:

Риветхед
Риветхед, райветхэд, райвет, ривет (от англ. Rivethead - клепаная голова) - молодежная субкультура, образовавшаяся в конце 80-х/начале 90-х, в США, на базе поклонников музыки в жанре индастриал. История. Индустриальная cубкультура появи ...

Франсуа Жерар
Одним из старших учеников Давида, пришедших к нему до революии был Франсуа Жерар (1770—1837). Сблизившись с Жераром в годы революции, Давид возлагал на него большие надежды, и творчество художника, особенно портреты, исполненные в конце X ...

«Новая волна» в кинематографе Франции
Французская «новая волна» (фр. La Nouvelle Vague) — направление в кинематографе Франции конца 1950-х и 1960-х годов. Одним из его главных отличий от преобладавших тогда коммерческих фильмов был отказ от устоявшегося и уже исчерпавшего себ ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы