Понятие морфологии культуры. Основные структурные элементы духовной жизни общества

Материалы » Теоретические основы культурологии » Понятие морфологии культуры. Основные структурные элементы духовной жизни общества

Морфология культуры (от греч. morphe – вид, образ, форма и logos - учение) – сравнительно новая область культурологического знания, изучающая многообразные формы культурных явлений, структурные элементы культуры как сложной целостной системы, а также принципы их взаимодействия. Круг исследовательской проблематики данного научного направления достаточно широк и охватывает вопросы:

- зарождения, становления и трансформации культурных форм в зависимости от специфики окружающей среды (как природной, так и общественной);

- организации культурных форм в виде разного рода подсистем, областей, уровней культуры;

- осуществления культурной коммуникации, то есть обмена информацией между разными культурами или частями одной культуры;

- взаимодействия институтов культуры со сферами экономики, техники, политики и т.д.

Формирование культурного пространства предполагает организацию производства, хранения, распределения и потребления материальных и духовных ценностей, создание общественных институтов и системы общественных отношений, основанных на совокупности определенных норм и принципов. Современная морфологическая модель культуры представляет собой совокупность множества функциональных блоков, обладающих специфической структурой, набором кодов и языков, способов действия, механизмов общения с окружащим миром.

Широкое распространение получил принцип дифференциации культурных форм на основе анализа конкретной направленности их общественного применения. Согласно этому принципу, рассматриваются три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением: специализированный, трансляционный и обыденный. Особо выделяется культура социальной организации и регуляции (хозяйственная, правовая, политическая культура); культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений (философская, научная, религиозная, художественная); культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации (культура массовой информации, культура трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний). В рамках каждого обозначенного функционального блока различается специализированная деятельность человека и ее обыденные аналоги.

К ведущим формам культуры относят, в частности, материальную и духовную культуру; доминирующую культуру, субкультуру и контркультуру; элитарную и массовую культуру и другие.

Другие публикации:

Педагогическая деятельность Мариса Эдуардовича
1963 г. стал для Лиепы началом педагогической деятельности (танцовщику исполнилось 27 лет) – он взял мужской класс, после долгих уговоров, в Московском академическом хореографическом училище. «Педагог Елена Николаевна Сергиевская неожидан ...

Индустриальная музыка
Большинство современных риветов слушают пост-индастриал. Но это направление не является основным. Есть также любители "старой школы индастриала", которые не признают пост-стили, а слушают лишь группы 1974-1981 годов (в первую оч ...

Феномен средневекового карнавала
Карнавал – это праздник, родившийся в христианской традиции, хотя во внешних проявлениях он напоминал Дионисии и Аполлонии. В народных представлениях был силен языческий элемент. Низкий уровень культуры этому способствовал. Восприятие Бог ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы