Понятие морфологии культуры. Основные структурные элементы духовной жизни общества

Материалы » Теоретические основы культурологии » Понятие морфологии культуры. Основные структурные элементы духовной жизни общества

Морфология культуры (от греч. morphe – вид, образ, форма и logos - учение) – сравнительно новая область культурологического знания, изучающая многообразные формы культурных явлений, структурные элементы культуры как сложной целостной системы, а также принципы их взаимодействия. Круг исследовательской проблематики данного научного направления достаточно широк и охватывает вопросы:

- зарождения, становления и трансформации культурных форм в зависимости от специфики окружающей среды (как природной, так и общественной);

- организации культурных форм в виде разного рода подсистем, областей, уровней культуры;

- осуществления культурной коммуникации, то есть обмена информацией между разными культурами или частями одной культуры;

- взаимодействия институтов культуры со сферами экономики, техники, политики и т.д.

Формирование культурного пространства предполагает организацию производства, хранения, распределения и потребления материальных и духовных ценностей, создание общественных институтов и системы общественных отношений, основанных на совокупности определенных норм и принципов. Современная морфологическая модель культуры представляет собой совокупность множества функциональных блоков, обладающих специфической структурой, набором кодов и языков, способов действия, механизмов общения с окружащим миром.

Широкое распространение получил принцип дифференциации культурных форм на основе анализа конкретной направленности их общественного применения. Согласно этому принципу, рассматриваются три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением: специализированный, трансляционный и обыденный. Особо выделяется культура социальной организации и регуляции (хозяйственная, правовая, политическая культура); культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений (философская, научная, религиозная, художественная); культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации (культура массовой информации, культура трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний). В рамках каждого обозначенного функционального блока различается специализированная деятельность человека и ее обыденные аналоги.

К ведущим формам культуры относят, в частности, материальную и духовную культуру; доминирующую культуру, субкультуру и контркультуру; элитарную и массовую культуру и другие.

Другие публикации:

Сандро Боттичелли
Творчество Сандро Боттичелли (Алессандро ди Мариано Филипепи, 1444 -1510 гг.) отвечает всем характерным чертам раннего Возрождения. Именно в это время осуществляются разработки в области линейной и воздушной перспективы, светотени, пропор ...

Хай-тек в дизайне одежды
В дизайне одежды «хай-тек» – куртки с вшитыми плеерами, встроенными калькуляторами и вязаной клавиатурой, в которую вплетены металлические волокна, рубашки, реагирующие на погоду, ботинки с «климат-контролем», спрортивные костюмы с «трене ...

Художественное течение второй половины ХVIII века - сентиментализм
Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental-чувствительный, франц. sentiment-чувство) -, провозгласившее «естественное» чувство определяющим моментом жизненных ценностей, тем самым противопоставив свое восприятие рационал ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы