Западноевропейская культура

Материалы » Западноевропейская культура Нового времени XVII-XIX веков » Западноевропейская культура

Страница 2

- описание английским ботаником Робертом Броуном (1773-1858) ядра растительной клетки и открытие беспорядочного движения мельчайших частиц (броуновское движение);

- создание английским физиком Майклом Фарадеем (1791-1867) учения об электромагнитном поле;

- обоснование английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвином (1809-1882) основных факторов эволюции органического мира от обезьяны к человеку;

- разработка французским микробиологом и иммунологом Луи Пастером (1822-1895) метода профилактической вакцинации против сибирской язвы и других инфекционных заболеваний;

- предсказание английского физика Джеймса Максвелла (1831-1979) существования электромагнитного поля.

Со второй половины ХIХ века меняется социальный статус науки. В Европе появляются государственные научные центры, включавшие в себя научно-исследовательские институты и лаборатории. В практику входит проведение научных конференций, симпозиумов и всемирных выставок (Лондон 1851, Париж 1869), как новых форм международного культурного обмена. Наиболее значительными научно-техническими достижениями этого периода стали:

- 1880 г. - начало применения железобетона в качестве строительного материала;

- 1885 г. - первый рейс автомобиля;

- 1890 г. - К.Э. Циолковский разрабатывает теоретические основы космонавтики;

- 1895 г. -братья Люмьер изобретают кинематограф;

- 1896 г. - А. Беккерель открывает естественную радиоактивность;

- 1899 г. - появление аспирина и т.д.

В последней четверти ХIХ в. происходит расширение видового состава и технического оснащения художественной культуры. Результатом массовизации производства и достижений научно-технической революции стало возникновение современного дизайна или художественно-проектного творчества, способствующего эстетическому формированию предметно-пространственной среды человека. Своим появлением данный вид художественно-творческой деятельности обязан, с одной стороны, бурному развитию техники и совершенствованию технологических производственных процессов, с другой - проникновению художественного творчества в новые области деятельности и расширению границ эстетической действительности. Именно эти процессы формировали и новое отношение человека к окружающей его среде, в которой любые технические конструкции и предметы должны были стать носителями гармонии и красоты. Предпосылкой появления киноискусства явилось возникновение в конце ХIХ в. кинематографической техники. В марте 1895 года во Франции, с помощью киноаппарата, братья Люмьер осуществили первый киносеанс. Специфика кинематографического синтеза искусств тесно связана с особенностями кинообраза, включающего в себя пластическое воспроизведение реальных событий с помощью таких выразительных средств, как киноизображение и монтаж.

С небывалой активностью в конце века осуществлялись эксперименты по соединению, синтезу самостоятельных видов искусства. Принципиальным основанием этого процесса в искусстве стало всеохватывающее освоение и преобразование мира. На рубеже веков осуществлялись интенсивные эксперименты по соединению музыки и цвета. Цветовая энергетическая динамика в творчестве Александра Скрябина (1871-1915), Микалюса Чюрлениса(1875-1911) становилась новым конструктивным методом музыкальной композиции. На рубеже ХIХ-ХХ вв. мировая философская мысль начинает проявлять повышенный интерес к музыкальному творчеству. В работах А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, Владимира Соловьева (1853-1900) делаются попытки не только сблизить музыку и философию (эта аналогия восходит еще к Платону), но и прямо отождествить музыку с предметом философии, рассматривать эти два явления культуры в их взаимодействии и взаимопонимании. Русские символисты - Андрей Белый (1880-1934), Вячеслав Иванов (1866-1949), Александр Блок (1880-1821) и др.) предписывали «духу музыки» объединяющее для всех видов искусств начало. Музыка понималась ими как жизненная стихия творчества, как «искусство двигательное».

Страницы: 1 2 

Другие публикации:


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы