ХVIII век - Эпоха Просвещения и её основные представители

Материалы » Западноевропейская культура Нового времени XVII-XIX веков » ХVIII век - Эпоха Просвещения и её основные представители

Страница 2

Самым разносторонним представителем культуры французского Просвещения был Дени Дидро (1713-1784). Являясь автором теории просветительского реализма, создателем знаменитой «Энциклопедии искусств, наук и ремесел» (1751-1780), Дидро достойно соединил в себе качества философа, теоретика искусства и художественного критика. Как и классицисты, Дидро понимает художественное творчество как сознательную деятельность, имеющую разумную цель и опирающуюся на общие правила и законы искусства. А главным для искусства он считал его нравственное предназначение. По мнению Дидро, наиболее высокой оценки заслуживает искусство демократическое и пропагандирующее нравственность простых людей, выходцев из неимущих слоев, так как именно это искусство наиболее адекватно выражает гуманистические интересы и идеалы. В своей знаменитой философской повести «Племянник Рамо» (1770) он достаточно убедительно раскрыл диалектику художественного сознания. В процессе его функционирования происходят сложные процессы, противоречивые сочетания, переходы от одного состояния в другое: гармонии в дисгармонию, возвышенного в низменное, целостности в разорванность. «Племянник Рамо» написан в зрелые годы, в тот период, когда Дидро был известным писателем и философом. Данное сочинение построено скорее по законам искусства, а не в русле философского рассуждения. Мысль писателя живет в образной форме, в мельчайших ее особенностях. Повесть Дидро комментировали и цитировали в своих сочинениях Г. Гегель и К. Маркс.

Как было отмечено выше, в Новое время коренным образом меняются представления людей о художественной деятельности, появляются новые критерии прекрасного, обновляются способы художественного творчества, более разнообразными становятся художественные вкусы. Стилевое разнообразие искусства начинает оказывать существенное влияние на состояние жизненной среды западноевропейского общества, включая сферу производства, предметы быта и средства общения. Анализируя стилевые и жанровые особенности искусства Просвещения, следует отметить, что оно использовало как старые формы (барокко), так и новые, созданные в эту эпоху (классицизм).

Классицизм ХVIII-го века тесно связан с революционными выступлениями буржуазии по всей Европе, с отстаиванием ею идеалов политической свободы, национальной независимости, социальной справедливости. В произведениях искусства звучат идеи свободы, утверждаются права личности. Классицизм перестает быть замкнутым, изолированным художественным явлением, а тесно соприкасается с барокко, рококо, сентиментализмом, народной культурой различных европейских стран. Подобное взаимодействие и взаимовлияние значительно обогатило классицизм, сделало его более свободным от условностей и жестких нормативов. В этот период в европейской культуре звучат имена Иоганна Фридриха Шиллера (1759-1805), Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832), Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791), Людвига ван Бетховена (1770-1827), Жака-Луи Давида (1748-1825) и мн. др.

Страницы: 1 2 

Другие публикации:

Особенности художественной культуры XIX в
XIX век - век классики. Это время расцвета европейской литературы и искусства, подъема национальных литератур. , Художественная культура XIX в. проходит ряд этапов: ...

Культурология как наука
(лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологи: осмысление культур ...

Классификация цветовых сочетаний
Благодаря открытию новых чистых цветовых пигментов представление об основных цветах расширилось. Раньше их было три: красный, желтый и синий, а теперь стало пять: красный, желтый, синий, зеленый и фиолетовый. Тремя промежуточными, или до ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы