Крещение Руси и его культурные последствия

Материалы » Теоретические основы культурологии » Крещение Руси и его культурные последствия

Начало второго периода совпадает с принятием христианства. Как отмечается в летописи, в 988 г над Киевом "воссиял свет" Христовой веры, радикально изменившей судьбу Руси. Следует подчеркнуть, что принятие византийского православия не было случайным или неожиданным актом. Напротив, оно стало ответом на требование исторической необходимости, и ему предшестововала большая и серьезная подготовительная работа.С юга из Византии христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом определило выбор князя Владимира. Около 988 года Владимир крестился сам, крестил свою дружину и всех русских вообще. В Новгороде ДОбрыня, который прежде учреждал культ Перуна, теперь крестил новгородцев. Новгородцы поклялись не давать веру отцов и дедов на поругание и взялись за оружие, но Добрыня приказал поджечь Новгород. По описанию "Повести временных лет", Владимир крестился в Новгороде, в церкви Святого Василия. После крещения он избавился от слепоты, что еще больше укрепило его веру в бога. Вернувшись в Киев, Владимир приказал принять крещение всему населению города. Важным было то, что христианство придает особое значение полярным категориям Добра и Зла и проводит линию раздела между ними через самого человека.

Телесный мир человека, оскверненный грехопадением, должен быть преображен индивидуальными усилиями личности. Учение о грехе и о спасении становится центром христианского богословия.Фактором, подготовившим принятие христианства Русью, стало создание братьями Кириллом и Мефодием во второй половине 19 века славянской письменности на основе греческого уставного письма с добавлением несколько букв. Они прибыли из Византии в великоморавскую державу по приглашению князя Ростислава с миссионерскими целями в 863 году.Князь Владимир и его окружение подвергли критическому изучению и сопоставлению католицизм, ислам и хазарский иудаизм. Владимир также препринял попытку создания своего варианта монотеизма (единобожия), возвысив культ Перуна над всеми другими. Однако эта попытка потерпела неудачу. Только после этого выбор был сделан в пользу византийского православия. Летопись сообщается, что на решение Владимира заметно повлияли красота и великолепие богослужения в Константинопольском храме св. Софии, а также возможность вести богослужение не на латыни, как того требует католицизм, а на родном славянском языке.Приход Христианства вызвал глубокие зименения во всей древнерусской культуре, которые сразу же проявились в архитектуре и градостроительстве.

Другие публикации:

Георгий Лукомский
Георгий Крескентьевич Лукомский (1884-1952) – одна из самых заметных, можно сказать, знаковых фигур в архитектурной жизни России Серебряного века. Архитектор по образованию (ничего не построивший), он снискал широкую известность как талан ...

Право в Древнем Риме
Правовое положение личности характеризуется тремя статусами (состояниями): состоянием свободы, состоянием гражданства и семейным состоянием. С точки зрения состояния свободы различались рабы и свободные, сточки зрения состояния гражданств ...

Русская наука и техника ХIХ в
В 19 веке наука в России стремительно развивалась. Русские ученые сделали ряд замечательных открытий, заложив основу многому тому, что используют нынешние современники. Мировую известность приобрели математик Чебышев, физики Столетов и Ле ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы