Возрождение как явление культуры

Материалы » Теоретические основы культурологии » Возрождение как явление культуры

Страница 1

XIII век (конец) – начало ренессансной культуры Италии - проторенессансом. Рядом с Данте всегда называют имя итальянского поэта Франческа Петрарки (1304 - 1374 гг.), который считается первым гуманистом Италии. По сути, в это время возникает то понимание мира, которое ставит человека в центр Вселенной.Неуемная радость жизни, здорового, сильного, отважного человека с яркими эмоциями и смелыми мыслями - такие черты присущи первым пьесам У.Шекспира ("Укрощение строптивой", "Сон в летнюю ночь", "Много шума из ничего", "12 - я ночь" и т.д.) В них ярко выражена ренесанская мысль, что про человека судят не по одежде и положению, а по его уму, отваге и благородству.Опережая все искусства, пышно расцветала испанская литература: сатира, драматургия. Чрезвычайно популярным становится театр. Народную стихию внес в литературу Франсуа Рабле (1494 - 1553) романом "Гаргантюа и Пантагрюэль", в котором дал гениальную сатиру на свое время.

Одним из выдающихся явлений культурной жизни Франции XVI столетия был скептик Мишель де Монтель.По давно сложившейся исторической традиции зачинателями искусства раннего Возрождения считаются три художника. Это флорентиец Мазаччо, художник мужественного энергичного стиля, умерший совсем молодым, но успевший стяжать славу основоположника кватрочентистской живописи своими росписями. Это скульптор Донателло, проживший долго и сказавший новое слово почти во всех жанрах и разновидностях пластики. Он создал тип самостоятельно стоящей круглой статуи, не связанной с архитектурой, и он же создал целую школу мастеров рельефа, покрывающего фризы ренессансных зданий; Это, наконец, архитектор и скульптор Брунеллески.

Он создал архитектуру вполне светскую "по духу, изящно простую, гармонических пропорций, где как бы совсем исчезает ощущение тяжести камня, борьбы сил, (сопротивления материала. Человек, его труд, который должен переделать свою жизнь, представлялись, как неисчерпаемая возможность как умение подчинить себе все природные силы.Человек - мудрец, выступает у Д. Бруно, Франсисе Беконе и др. натурфилософов позднего Возрождения в роли всемогущего мага. В этом раскрывалось единство бытия и сознания согласно Ренессансному миропониманию.Мирской дух искусства кватроченто сказался и в откровенном культе чувственной красоты и грации. "Эротики" в позднейшем понимании слова у ренессансных художников нет - для этого у них слишком много душевного здоровья; как говорит Ромен Роллан, "все чисто у сильных и здоровых".

Флорентийский живописец Сандро Боттичелли - самый замечательный художник позднего кватроченто. Муратов справедливо говорит о нем: "Редко какой художник так переживал и так выражал духовное содержание своей эпохи". Он отразил ее сложные перепутья. В ранних работах Боттичелли преобладают спокойные образы, типичные для зрелого кватроченто. Потом появляется неповторимо боттичеллиевское нервное изящество линий, хрупкость вытянутых фигур. В пору своего расцвета Боттичелли создает прославившие его картины - "Весна" и "Рождение Венеры", пишет множество "Мадонн", расписывает фресками стены Сикстинской капеллы в Ватикане, иллюстрирует "Божественную комедию" Данте.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Сеть и типы учреждений культуры для детей и подростков в г. Перми. Анализ деятельности
Сеть учреждений культуры для детей выполняет функции внешкольного образования. Это особый тип образования и воспитания ребенка, максимально позволяющий раскрыть его личностный творческий потенциал. Ведь сегодня образованность человека опр ...

Иеронимус Босх – очевидец инопланетных цивилизаций
Магия чисел, если верить некоторым исследованиям о жизни художника, играла огромную роль в его жизни. Так, именно числу «пять» он придавал сакральное значение, считая его символом жизни. Ведь именно на пятый день Господь завершил основную ...

Готическая литература
Готический роман и поэзия - Байрон, Волпоул, Анна Райс. Роман и поэзия, в которых наравне с мрачно-романтической и мистической стилистикой поднимаются темы познания своих скрытых сторон, своей сущности. В последствии такие авторы как Эдга ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы