Сущность, возникновение цивилизации и особенности её ранней формы

Материалы » Теоретические основы культурологии » Сущность, возникновение цивилизации и особенности её ранней формы

Возникновении и развитие цивилизации не возможно без технического прогресса, также как и технический прогресс не возможен без цивилизации.

Цивилизация (лат. civilis – гражданский, государственный) – совокупность материальных и духовных достижений общества. В концепциях Н.Я. Данилевского понятие цивилизации противопоставляется понятию культуры. Шпенглер различает культуру как царство органически-жизненного в противоположность цивилизации как совокупности технико-механических элементов. Целостность каждого отрезка и определяет отграничение одной цивилизации от другой. В современной социологии цивилизация рассматривается с точки зрения внутренней организованности, обусловленности общества тремя основными компонентами: техникой, социальной организацией и философией, причем техника определяет остальные компоненты. В развитии цивилизаций можно проследить некоторые общие функциональные черты:

· Каждая цивилизация имеет свой логический центр, в котором популяционные признаки выражены наиболее четко.

· Исходным центром распространения первичных цивилизаций является определенное этническое ядро. Поэтому культура первичных цивилизаций (и материнских, и дочерних) имеет определенный этнический окрас

· Характерным признаком цивилизации, как и всякой популяции, является тенденция к максимальному расширению, то есть распространению своих соционормативных принципов, основанного на них образа жизни и достижений культуры.

· Каждая цивилизация образует единое информационное поле, которое требует общего (международного) языка и письменности.

Каждая цивилизация в процессе роста создает вокруг себя зону влияния в виде внешнего популяционного социокультурного поля. Это поле стимулирует общественные процессы у окружающих цивилизацию этносов, способствуя формированию у них племен как социально-потестарных организаций и их союзов.

Каждая цивилизация формирует общую религиозно-этическую систему, в традициях и принципах которой закодированы ее соционормативные принципы. Такая идеологическая система играет роль еще одного инструмента популяционного функционирования наряду с политической системой и поэтому может объединяться с последней.

Каждая цивилизация развивается в уникальных условиях, определяющихся взаимодействием накопленного ею экономического, соционормативного и культурного потенциала с природным ландшафтом и историческим окружением в виде этнической среды и соседних цивилизаций. Этапы развития цивилизации внешне похожи на три фазы развития биологического организма: рост – расцвет – упадок. Поэтому современные теоретики вслед за античными распространили этапы жизни человека (детство – зрелость – старость или детство – юность – зрелость – старость) на общественные организмы. Однако механизм их развития иной, чем у биологических организмов. Выделяют несколько типов цивилизаций:1. Первичные цивилизации, возникшие в этнической среде и подразделяющиеся на: а) Исходные или Материнские цивилизации , возникшие спонтанно, б) Дочерние цивилизации , возникшие в зоне социокультурного воздействия исходных (материнских) цивилизаций на этническую периферию.2. Вторичные цивилизации , возникшие в результате качественной перестройки соционормативных принципов уже существующих цивилизаций или их частей.НТР — это составная и более существенная по значимости часть НТП. Если НТП может развиваться как на эволюционной, так и революционной основе, то НТР — это скачко­образный процесс.Конфликт цивилизации и технического прогресса.С момента возникновения человека, возникает и научно-технический прогресс, которые обусловлен развитием человеческого разума.Если рассмотреть развитие человека с самого начала, то можно заметить Не следует, однако, винить в этом только технику. За ней стоит управляющий ею человек, ошибки которого чаще всего и служат причинами названных фактов.Первопричину негативного влияния техники на человека нужно искать не столько в ней, сколько в человеке, в социальных отношениях, в путях решения экономических и иных про­блем, в способах удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей.Человечество придумало наркотики и алкоголь, которые нашли применение в медицине и промышленности; но они же создали условия для таких явлений, как наркомания, пьянство и алкоголизм, оказывающих в масштабах планеты такое воздействие, что людские потери от них сопоставимы с иными войнами.

Другие публикации:

Основные принципы воспитания актера
В основу профессионального (сценического) воспитания актера положена, как известно, система К.С. Станиславского, однако этой системой надо уметь пользоваться. Начетническое, догматическое ее применение может принести вместо пользы непопра ...

Скульптура Древней Греции
Архаический период. Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ. Это так называемые курсы (“юноши”), именуемые также архаическими Аполлонами. До нашего времени дошло несколько десят ...

Социальные и социокультурные функции современного музея, как основы взаимодействия музея и общества
Музей развивает присущую ему удивительную способность: концентрация в его стенах исторических и культурных памятников приводит к качественному изменению социокультурной среды местности, в которой он возник. Главная проблема у музеев обще ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы