Сущность, возникновение цивилизации и особенности её ранней формы

Материалы » Теоретические основы культурологии » Сущность, возникновение цивилизации и особенности её ранней формы

Возникновении и развитие цивилизации не возможно без технического прогресса, также как и технический прогресс не возможен без цивилизации.

Цивилизация (лат. civilis – гражданский, государственный) – совокупность материальных и духовных достижений общества. В концепциях Н.Я. Данилевского понятие цивилизации противопоставляется понятию культуры. Шпенглер различает культуру как царство органически-жизненного в противоположность цивилизации как совокупности технико-механических элементов. Целостность каждого отрезка и определяет отграничение одной цивилизации от другой. В современной социологии цивилизация рассматривается с точки зрения внутренней организованности, обусловленности общества тремя основными компонентами: техникой, социальной организацией и философией, причем техника определяет остальные компоненты. В развитии цивилизаций можно проследить некоторые общие функциональные черты:

· Каждая цивилизация имеет свой логический центр, в котором популяционные признаки выражены наиболее четко.

· Исходным центром распространения первичных цивилизаций является определенное этническое ядро. Поэтому культура первичных цивилизаций (и материнских, и дочерних) имеет определенный этнический окрас

· Характерным признаком цивилизации, как и всякой популяции, является тенденция к максимальному расширению, то есть распространению своих соционормативных принципов, основанного на них образа жизни и достижений культуры.

· Каждая цивилизация образует единое информационное поле, которое требует общего (международного) языка и письменности.

Каждая цивилизация в процессе роста создает вокруг себя зону влияния в виде внешнего популяционного социокультурного поля. Это поле стимулирует общественные процессы у окружающих цивилизацию этносов, способствуя формированию у них племен как социально-потестарных организаций и их союзов.

Каждая цивилизация формирует общую религиозно-этическую систему, в традициях и принципах которой закодированы ее соционормативные принципы. Такая идеологическая система играет роль еще одного инструмента популяционного функционирования наряду с политической системой и поэтому может объединяться с последней.

Каждая цивилизация развивается в уникальных условиях, определяющихся взаимодействием накопленного ею экономического, соционормативного и культурного потенциала с природным ландшафтом и историческим окружением в виде этнической среды и соседних цивилизаций. Этапы развития цивилизации внешне похожи на три фазы развития биологического организма: рост – расцвет – упадок. Поэтому современные теоретики вслед за античными распространили этапы жизни человека (детство – зрелость – старость или детство – юность – зрелость – старость) на общественные организмы. Однако механизм их развития иной, чем у биологических организмов. Выделяют несколько типов цивилизаций:1. Первичные цивилизации, возникшие в этнической среде и подразделяющиеся на: а) Исходные или Материнские цивилизации , возникшие спонтанно, б) Дочерние цивилизации , возникшие в зоне социокультурного воздействия исходных (материнских) цивилизаций на этническую периферию.2. Вторичные цивилизации , возникшие в результате качественной перестройки соционормативных принципов уже существующих цивилизаций или их частей.НТР — это составная и более существенная по значимости часть НТП. Если НТП может развиваться как на эволюционной, так и революционной основе, то НТР — это скачко­образный процесс.Конфликт цивилизации и технического прогресса.С момента возникновения человека, возникает и научно-технический прогресс, которые обусловлен развитием человеческого разума.Если рассмотреть развитие человека с самого начала, то можно заметить Не следует, однако, винить в этом только технику. За ней стоит управляющий ею человек, ошибки которого чаще всего и служат причинами названных фактов.Первопричину негативного влияния техники на человека нужно искать не столько в ней, сколько в человеке, в социальных отношениях, в путях решения экономических и иных про­блем, в способах удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей.Человечество придумало наркотики и алкоголь, которые нашли применение в медицине и промышленности; но они же создали условия для таких явлений, как наркомания, пьянство и алкоголизм, оказывающих в масштабах планеты такое воздействие, что людские потери от них сопоставимы с иными войнами.

Другие публикации:

Жанровая палитра танцевального искусства
Новое отношение к танцу во времена Ренессанса вызвало появление многочисленных танцевальных жанров. Если судить по наименованиям пьес, помещенных в различных нотных собраниях, практических руководствах и трактатах, то картина получается н ...

Родина барокко
В ХVII веке Италия - родина Барокко, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы - испанцы и французы. Они диктуют условия политики. Истощенная Италия не утратила высоты своих кул ...

Екатерина II: Культура и Просвещение
В увлечении науками и изящными искусствами проявилась еще одна сторона многогранной, богато одаренной натуры императрицы. Екатерина занималась коллекционированием: покупала библиотеки, графические и нумизматические собрания (кабинеты), ко ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы