Культура начала 19 века

Материалы » Культурная и духовная жизнь русского общества в XIX веке » Культура начала 19 века

Начало 19 века — время культурного и духовного подъема в России, которому (особенно вначале) способствовала политика Александра I — политика «просвещенного абсолютизма». Главными историческими событиями его эпохи, определившими во многом будущее развитие России, стали Отечественная война 1812 года и возникновение тайных обществ будущих декабристов.

В первой трети 19 века были основаны Казанский (1804), Харьковский (1805), Петербургский (1819), Киевский (1834) университеты. Этот период — время становления отечественной истории как науки. Н. М. Карамзин по поручению Александра принялся за создание многотомной «Истории государства Российского» (за 15 лет работы он успел выпустить 12 томов, 1829, доведя событийную канву до смутного времени).

На литературном небосклоне взошла звезда великого русского поэта Пушкина, родоначальника новой русской литературы, создателя современного русского языка. Поэт стал символом эпохи. Большим событием в культурной жизни России стала написанная в 1822-1824 гг. комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова (поставлена в 1831, опубликована в 1833).

В царствование Александра стали выходить журналы, которые во многом изменили общественно-политическое и культурное лицо России — «Вестник Европы» (основанный Карамзиным в 1802), «Северная пчела» (Ф. В. Булгарина), альманах декабристов «Полярная звезда».

В 1823 был образован философско-литературный кружок московских интеллектуалов под названием «Общество любомудров». Ведущими теоретиками любомудров были Одоевский и Веневитинов.

Сам термин «любомудрие» был выбран сознательно для подчеркивания своего отличия от французской просветительской философии. Почти все «любомудры» были приверженцами романтизма, его основных принципов – национализма, индивидуализма и универсальности.

«Любомудры» считали, что «истинные поэты были всегда глубокими мыслителями, философами», что необходимо построение самостоятельной русской философии.

Для первой трети 19 века в искусстве ведущим стилем являлся классицизм. Особенно ярко проявился он в изобразительном искусстве и архитектуре.

К выдающимся образцам русского классицизма в архитектуре можно отнести: здание Адмиралтейства (1806-1823, по проекту А. Д. Захарова), Казанский собор (1801-1811, архитектор А. Н. Воронихин), Исаакиевский собор (1818-1858) и Александровская колонна на Дворцовой площади (1829-1834) архитектора О. Монферрана, здания Сената и Синода, Александринской театра, Михайловского дворца, арка Главного штаба на Дворцовой площади архитектора К. И. Росси.

Классицизм в живописи получил название академизма, наиболее яркими представителями которого были К. П. Брюллов и А. А. Иванов.

Другие публикации:

Лайза Миннелли
Актерская культура досталась Лайзе Миннелли (родилась в 1947 году) по наследству от отца, известного режиссера Винсента Миннелли прославившегося своими киномюзиклами, и от матери – знаменитой актрисы Джуди Гарленд, звезды, взошедшей на го ...

Шедевр
Художественное направление, к которому принадлежал Кустодиев в 1910-е годы, условно можно назвать "неоклассицизмом". Оно предполагало ориентацию на великие образцы прошлого - с учетом новейших художественных веяний. Это своеобра ...

Структура культуры
Такое большое количество определений объясняется тем, что структура культуры сложна, многофункциональна и многогранна, так как включает в себя систему образования, науку, литературу, искусство, религию и т.д. Культурный процесс – это нак ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы