Культура начала 19 века

Материалы » Культурная и духовная жизнь русского общества в XIX веке » Культура начала 19 века

Начало 19 века — время культурного и духовного подъема в России, которому (особенно вначале) способствовала политика Александра I — политика «просвещенного абсолютизма». Главными историческими событиями его эпохи, определившими во многом будущее развитие России, стали Отечественная война 1812 года и возникновение тайных обществ будущих декабристов.

В первой трети 19 века были основаны Казанский (1804), Харьковский (1805), Петербургский (1819), Киевский (1834) университеты. Этот период — время становления отечественной истории как науки. Н. М. Карамзин по поручению Александра принялся за создание многотомной «Истории государства Российского» (за 15 лет работы он успел выпустить 12 томов, 1829, доведя событийную канву до смутного времени).

На литературном небосклоне взошла звезда великого русского поэта Пушкина, родоначальника новой русской литературы, создателя современного русского языка. Поэт стал символом эпохи. Большим событием в культурной жизни России стала написанная в 1822-1824 гг. комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова (поставлена в 1831, опубликована в 1833).

В царствование Александра стали выходить журналы, которые во многом изменили общественно-политическое и культурное лицо России — «Вестник Европы» (основанный Карамзиным в 1802), «Северная пчела» (Ф. В. Булгарина), альманах декабристов «Полярная звезда».

В 1823 был образован философско-литературный кружок московских интеллектуалов под названием «Общество любомудров». Ведущими теоретиками любомудров были Одоевский и Веневитинов.

Сам термин «любомудрие» был выбран сознательно для подчеркивания своего отличия от французской просветительской философии. Почти все «любомудры» были приверженцами романтизма, его основных принципов – национализма, индивидуализма и универсальности.

«Любомудры» считали, что «истинные поэты были всегда глубокими мыслителями, философами», что необходимо построение самостоятельной русской философии.

Для первой трети 19 века в искусстве ведущим стилем являлся классицизм. Особенно ярко проявился он в изобразительном искусстве и архитектуре.

К выдающимся образцам русского классицизма в архитектуре можно отнести: здание Адмиралтейства (1806-1823, по проекту А. Д. Захарова), Казанский собор (1801-1811, архитектор А. Н. Воронихин), Исаакиевский собор (1818-1858) и Александровская колонна на Дворцовой площади (1829-1834) архитектора О. Монферрана, здания Сената и Синода, Александринской театра, Михайловского дворца, арка Главного штаба на Дворцовой площади архитектора К. И. Росси.

Классицизм в живописи получил название академизма, наиболее яркими представителями которого были К. П. Брюллов и А. А. Иванов.

Другие публикации:

Выставка восковых фигур из Санкт-Петербурга
Временная выставка мобилизует посетителей, заставляя их прийти в музей. Сегодня сократилось количество туристов, но увеличилось количество жителей города, которые приходят в музей. В 1-м зале данной выставки можно видеть Князя Новгородск ...

Чудеса света
В эллинистический период появились первые списки семи чудес света. Помимо известных египетских пирамид, висячих садов Семирамиды, статуи Зевса работы Фидия и Галикарнасского Мавзолея, в это время были сооружены храм Артемиды в Эфесе, Алек ...

Групповой портрет: какие они, неформалы
Из разговора с неформалами: «Вам трудно нас понять. Вам хочется упростить проблему, свести нынешнюю молодёжь к двум-трём типам, раскрасить нас в контрастные цвета. Белое - чёрное, красное - белое, наши - не наши…. Вы привыкли всё видеть о ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы