Архитектура и изобразительное искусство

Материалы » Античный полис как особая форма культуры в истории Древней Греции » Архитектура и изобразительное искусство

Страница 4

Скульптура IV в. до н.э.

На смену величественному и торжественному искусству V века пришли новые эстетические идеалы IV века, вызванные менявшимися духовными потребностями общества. В искусстве IV в. до н. э. большее внимание уделялось особенностям человеческой личности. Идеализированный тип человека и божества отличался большей интимностью и интересом к индивидуальным чувствам в трактовке их образов. Появились первые портреты. Стремление к роскоши и гигантомании в архитектуре привело к созданию нового скульптурного типа. Распространение получили грациозные и стройные фигуры, полные нежности и очарования. Эстетические идеалы скульптуры IV в. до н.э. наиболее полно были воплощены тройкой велико ваятелей поздней классики - Скопасом, Праксителем и Лисиппом.

Скопас. Уроженец о. Парос, архитектор и скульптор Скопас создал патетический стиль в греческом искусстве. Его темой стали люди и герои: охваченные сильными эмоциями, такими как страсть и безумие. Тема патетических страстей прослеживается и в рельефе восточного фризагаликарнасского мавзолея, украшенного сценами битв греков с амазонками. Подлинным шедевром Скопаса была признана фигура танцующей Менады, которую скульптор изобразил в приступе вакхического, исступленного безумия. Пораженные тем впечатлением, которое производила Менада, современники говорили, что Скопас оживил камень.

Пракситель. Стиль, прямо противоположный высокой патетики Скопаса, создал его младший современник Пракситель. Стремясь отвлечься от потрясений и проблем окружающей его жизни, мастер обратился к миру красоты и наслаждений. Обнаженная фигура Афродиты, полная неги и ленивой грации, была признана идеалом женской красоты. Работы Праксителя превратились в предметы роскоши, которые мастер поставлял в дома претенциозных богачей. Из них большинство относились к теме любви и застолья. Многим образам Праксителя подражали, особенно в произведениях декоративной пластики.

Лисипп. Новая историческая эпоха, переход от классики к эллинистическому искусству - все это диктовало новые тенденции в греческой скульптуре второй половины IV в. до н. э., выразителем которых стал Лисипп. Новшеством Лисиппа было свободное изображение объемов человеческого тела в трехмерном пространстве. На смену идеалу Поликлета пришел новый пластический канон Лисиппа: длинные стройные ноги, тонкий стан, небольшая голова, - который был воплощен ваятелем в скульптуре Апоксиомена (юноши, стирающим с себя скребком масло).

Современником Лисиппа был афинский скульптор Леохар, пытавшийся возродить классические образцы греческой скульптуры, соединив их с изысканной декоративностью. Ему приписывают создание статуи Аполлона Бельведерского, Ганимеда, унесенного орлом Зевса.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие публикации:

Танец в XIX веке
Во второй половине XVIII века менуэт наскучил публике своими формализмом и жеманностью. Настало время вальса. Его непосредственным предшественником был немецкий лендлер, распространенный в горных областях Южной Германии и Австрии под назв ...

Изобразительное творчество и архитектура
Основные параметры, описывающие любую культуру в истории человечества, ее характер – пространство и время, впервые зафиксированы в его изобразительном творчестве и ритуалах, которые являлись неотъемлемыми частями древнего мифа. Интересен ...

Деятели русской культуры о футуризме
Первым откликом на русский футуризм стала статья В.Брюсова Новейшие течения в русской поэзии. Футуристы. Опытный критик сразу "уличил" футуристов в том, в чем они признаваться не хотели: их манифесты по существу повторяют манифе ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы