Архитектура и изобразительное искусство

Материалы » Античный полис как особая форма культуры в истории Древней Греции » Архитектура и изобразительное искусство

Страница 2

Градостроительство

Градостроительство VII - VI вв. до н. э. экономический подъем, греческая колонизация, развитие торговли все это способствовало бурному росту городов как на территории Балканской Греции, так и в новых колониях. Греческий город был одновременно политическим, культовым и ремесленно-торговым центром. Крупный город обычно делился на две части - верхнюю и нижнюю. Верхняя часть (акрополь), расположенная на холме, служила укреплением и одновременно являлась городским святилищем. Нижняя часть заполнялась жилищами ремесленников и торговцев. В городе была рыночная площадь (агора), служившая одновременно местом Народных собраний. Города за страивались стихийно, без специального плана. Регулярная планировка впервые была применена в VII в. до н. э. во многих городах. Улицы, пересекавшиеся под прямым углом, оформлялись частными домами. Жилые дома представляли собой небольшие двух этажные постройки на каменном фундаменте, состоящие из нескольких комнат. Стены возводили из сырцового кирпича, а потом оштукатуривали. Жилые кварталы строились вне храмов, которые долго являлись основным типом общественного здания.

В результате греко-персидских войн многие греческие города превратились в руины. Их приходилось заново отстраивать, однако первоначальная, стихийная застройка сменялась в них регулярной планировкой.

Расцвет греческого градостроительства был связан с концепцией регулярного города, создателем которой являлся Гипподам Милетский. Сформулированные им принципы, позволяли трансформировать обычную хаотичную застройку в художественно оформленное городское пространство и создал условия для комфортного образа жизни. Если город располагался на берегу, то там строили порт с доками и верфями. Нечистоты выводились через канализацию за пределы города, а мусор вывозили на загородные свалки. Центральные улицы пересекающие город, обеспечивал: движение воздушных потоков в нем.

В старых городах стихийная планировка сохранялась, однако в V - IV вв. до н. э. и в них появились элементы регулярности: архитектурно украшенный акрополь, центральная площадь, ремесленные кварталы, система оборонительных стен с башнями.

Архитектура

С теорией градостроительства тесно было связано искусство архитектуры, в котором греки достигли больших высот. Греческая архитектура зрения эстетических законов была уникальным явлением, так как каждое здание превращалось в настоящий шедевр. Величайшим достижением греческого зодчества стала «ордерная система», предполагавшая определенный выбор новой постройки.

Архитектура архаического периода

Высоких достижений греки добились в области архитектуры. В архаическую эпоху греческими зодчими были заложены основы тех процессов, которые получили развитие в классический период. В VIII - VII вв. до н. э. сохранялось деревянное зодчество, а главным строительным материалом оставались глина и дерево. Однако в период экономического расцвета разбогатевшие греческие города смогли позволить себе перейти на более дорогой и прочный материал - камень и стали возводить каменные монументальные здания. В архаический период доминировало храмовое строительство.

Греческий храм

Особенность греческого храма состояла в том, что его рассматривали в первую очередь как жилище бога - покровителя полиса. В специально отведенном помещении храма хранилась статуя божества, храмовая посуда и принадлежности для празднеств. Жертвоприношения и возлияния богу совершались на специальной площадке вне храма, поэтому все внимание зодчих было сосредоточено на внешнем оформлении здания. Оно было стройным, светлым, украшенным росписью и скульптурами. Чем богаче и могущественнее был полис, тем роскошнее должен был выглядеть его главный храм.

В архаический период отошел на задний план, уступая место новому храму, украшенному колонами. Постепенно сформировалось несколько типов храмов, различавшихся количеством и местом колонн: храм в антах - с двумя колоннами перед главным входом, двойные анты - колонны с двух сторон храма, простиль - четыре колонны перед входом, амфипростиль - с колоннадой по торцам храма, периптер - колоннада, окружающая храм с четырех сторон, двойной периптер - два ряда колонн окружают храм с четырех сторон, псевдопериптер - с настенными колоннами, прилежащими к стене, толос - круглый в плане храм.

Страницы: 1 2 3 4

Другие публикации:

Филиппо Брунеллески
Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi (Brunellesco); 1377—1446 г.) — великий итальянский архитектор эпохи Возрождения. Филиппо Брунеллески родился во Флоренции в семье нотариуса Брунеллески ди Липпо. В детстве Филиппо, к которо ...

Эгейский или крито-микенский период
Искусство этого периода характеризует высокое мастерство художников и зодчих Крита. Благодаря раскопкам А. Эванса на рубеже XIX—XX веков была открыта удивительная по красоте художественная культура Крита, названная им минойской. Ансамбли ...

История вязания
На самом деле вязание, как вид домашней работы и искусства существовал задолго до этого. К началу нашей эры люди довели технику этого рукоделия до очень высокого уровня. Основная заслуга в этом принадлежит, конечно, тем народам, которым н ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы