Литература и театр

Материалы » Античный полис как особая форма культуры в истории Древней Греции » Литература и театр

Страница 3

Большая роль в постановке пьесы принадлежала хорегу - богатому гражданину, который в качестве общественной повинности должен был раз в год на свои средства провести драматические состязания. Лица актеров спрятаны под масками, что не давала актерам использовать мимические средства игры, но этот недостаток с лихвой восполнялся высокой техникой движений и жестов, а также прекрасно поставленным голосом. Ищешь кресла? Смотри тут! Купи офисные кресла в интернет-магазине, не выходя из дома.

Устройство театрального здания

Первоначально театральные действия разыгрывались на временных деревянных площадках. Популярность драматических соревнований превратила их в периодически повторяемые зрелища, которые настоятельно требовали постоянного места для их проведения и специального здания. Таким место стал юго-восточный склон афинского Акрополя, а зданием - театр Диониса, классический образец греческого театрального строения.

Публика – проводила в театре целый день – с рассвета до заката, прихватив с собой еду и питье. Сначала посещение театра было бесплатным, позже государство было вынуждено ввести «зрелищные деньги», а из-за бурной реакции публики ввели специальных надсмотрщиков.

Важнейшие вопросы, которые поднимали греческие драматурги, - место человека в этом мире, взаимоотношения людей и богов, проблемы нравственности и безнравственности - делали театр значительным явлением общественной жизни, дающим большую роль в воспитании и образовании.

Эсхил. Первым трагическим поэтом, драмы которого сохранились до наших дней, был Эсхил (525-456 гг. до н. э.), которого прозвали отцом греческой трагедии. Первую победу он одержал в 484 г. до н. э., после чего в течение почти двадцати лет оставался не превзойденным. Только через 10 лет, в 458 г. До н. э., он взял реванш и одержал блестящую победу с трилогией «Орестея». После триумфа Эсхил переехал на Сицилию, где и умер.

Софокл. После смерти Эсхила ведущее положение в афинском театре занял Софокл (496-405 г. до н.э.). Софокл провел ряд театральных реформ: ввел третьего актера, увеличил количество участников хора, нарушил принцип связной тетралогии. Дожив до 90 лет, Софокл умер, так и не узнав горечи поражения на сцене.

Наибольшую известность в мировой литературе получили его драмы, основанные на фиванской мифологическом. Проблема «место человека в обществе» благодаря Софоклу стала одной из ведущих в мировой литературе. В XIX в. появилось целое направление так называемых «трагедий рока».

Еврипид. Тройку великих греческих трагиков замыкает Еврипид (480 406 п. до н. э.), судьба которого была драматична. Расцвет творчества Еврипидa попал на эпоху кризиса полисной идеологии, когда общественные взгляды и моральные устои подвергались пересмотру. Еврипид отразил в своих трагедиях, однако успеха они ему не принесли. Только 4 раза поэт одерживал победу, причем одну из них посмертно. Его трагедии с успехом шли на сцене эллинистического театра, благодаря чему из 90 пьес сохрани лось 18.

Творчество Эсхила, Софокла и Еврипида стало величайшим достижением греческой литературы.

Аристофан. В 486г. до н. э. на Великих Дионисиях была поставлена первая греческая комедия Особенностью так называемой «древней» комедии была ее яркая политическая направленность. В условиях полисной демократии личные насмешки в рамках комедии превратились в описание злободневных событий и карикатуру на видных деятелей. Смехом и шуткой комедия была призвана лечить и исправлять болезни общества.

Подлинным мастером древней комедии был Аристофан (446 - 385 г. до н. э.), сын богатого афинского гражданина. Полученное образование помогло ему великолепно ориентироваться в вопросах политики и права, философии и литературы. Из 40 комедий Аристофана сохранилось 11.

Злобной критике в комедии была подвергнута личность Сократа, школа которого представлялась Аристофану сборищем проходимцев и сумасшедших, а сам философ понимал широко распространенный и по сей день тип ученого шарлатана, за деньги готового исцелить любого от всех болезней. Итогом размышлений комедиографа стала сцена, где Дионис бросал стихи Эсхила и Еврипида, выбирая между ними лучшего поэта. Интересно, что злободневные сюжеты политической комедии автор помещал в некую фантастическую реальность. Герои Аристофана и по сей день вызывают симпатию своими решительными поступками и смех над тем, как они их воплощают в жизнь.

Историческая проза. Помимо лирики и драмы в VI - V вв. до н. э. развитие получила и греческая классическая проза - историческая и риторическая. Ранние греческие историки - логографы (логос - «рассказ») В своих произведениях обычно описывали историю отдельных городов и областей Греции, используя при этом материал эпоса и мифов, генеалогий и местных хроник. Таковы были работы Гекатея Милетского и Гелланика Митиленского. Однако прозвище «отец истории» по праву получил уроженец малоазийского г. Галикарнас Геродот (484-430 гг. до н.э.). Изгнанный из родного города, Геродот много путешествовал, изучая историю и культуру разных народов.

Страницы: 1 2 3 4

Другие публикации:

Палаццо Ручеллаи
Палаццо Ручеллаи— дворец эпохи Возрождения во Флоренции, спроектированный Леоном Баттистой Альберти между 1446 и 1451 гг. и возведённый Бернардо Росселино по заказу флорентийца и мецената эпохи Возрождения Джованни Ручеллаи (не путать с п ...

Культура второй половины XX века. Постмодернизм
Постмодернизм возникает в западноевропейской культуре в 60-70 – е гг. Термин широко применяется с 1979 г., когда вышла книга французского философа Жана-Франсуа Лиотара (1924-1998) "Постмодернистское состояние". Постмодернизм - э ...

Культура Киевской Руси периода расцвета
Культура Древней Руси — явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство — это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают от ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы