Историческая справка о рондо

Материалы » Логико-гармоническая последовательность Гайдна на примере "Венгерского рондо" » Историческая справка о рондо

Страница 1

Богато песенное искусство каждого народа. Каких только песен не создает народ, песен – помощников в жизни, в труде, в радости и горе! Песни трудовые и шуточные, вольнолюбивые и молодецкие и скорбные, героические походные и обрядовые – всех не перечтешь. Большой любовью у многих народов пользуются хороводные песни. Их поют «на миру» и не в одиночку, а дружным коллективом, они с групповыми движениями, иногда с пляской или же с театрализованной игрой. Хороводы водили и водят у нас в России и во многих других странах. Известны так же хороводные песни - ронды во Франции. Эти деревенские ронды «танцевали в месяце мае по случаю праздников, - рассказывает французский ученый А. Прюньер. – молодые девушки и молодые женщины одевались в зеленные наряды, украшали головы цветочными венками и отправлялись на лужайки водить под пение хороводы». Само французское слово «рондо» (Ia ronde) означает круг из танцующих, движением по кругу, а также круговое пение.

Если бы мы могли перенестись на много веков назад в средневековую Францию, полюбоваться на такой хоровод, вслушаться в пение его участников, то легко бы заметили особенность строения французских рондо: солисты запевалы поют свою мелодию каждый раз на новые слова, хор же дружно повторяет неизменный припев, по – французски – рефрен.

Таким образом, слово «рондо» приобретает как бы второе значение, указывая не только на движение хоровода по кругу, но и на строение текста песни, которая в этом хороводе поется. Не только исполнители, но и сама песня словно движется по кругу, возвращаясь к одним и тем же словам припева. Например, в украинской песне «Вышли в поле косари» рассказ о различных этапах косьбы каждый раз прерывается энергичным припевом – обращением к работникам:

Гей, ну – те, косари,

Ведь не рано начали!

Вообще сам принцип чередования изменяемой части с неизменно, периодически повторяемо, встречается не только в песнях, - он широко распространен в различных жанрах народной музыки, у разных народов.

Профессиональная,«композиторская» музыка на всем пути своего развития тесно соприкасается с народным творчеством и многое заимствует от него .Так принцип и систематического возвращения к одной и той же мысли, о котором у нас идет речь, породил определенный тип строения музыкальных произведений, или иначе, определенную музыкальную форму – рондо.

Рондо – название такой формы, в которой основная тема возвращается несколько раз (не менее трех), чередуясь с другими музыкальными мыслями. Форма рондо, как мы увидим в дальнейшем, широко использовалась на протяжении веков в самых разнообразных инструментальных и вокальных произведениях.

Впервые в западноевропейской профессиональной музыке мы встречаемся с этой формой во Франции, в творчестве композиторов романтиков – клавесинистов XVII – первой половины XVIII века.

Следующий этап в развитии формы рондо – вторая половина классиков – И. Гайдна(1732 – 1809), В. Моцарта (1756 – 1791), Л. Бетховена (1770 – 1827).

Третий этап развития рондо - эпоха свободного рондо XIX и XX веков. Западноевропейские композиторы - романтики, русские композиторы – классики XIX века.

Четвертый этап формы рондо. Советские композиторы которые явились подлинными наследниками лучших традиций русской и западной классики.

Композиторы классики.

Стремление композиторов - классиков отобразить контрасты окружающего мира, запечатлеть его многообразие в пределах одной музыкальной формы, одного произведения или даже крупной части вызвало к жизни новый тип музыкальной композиции (так называемую сонатную форму), и в то же время заметно сказалось на рондо. Промежуточные части, вводимые между повторениями основной темы (рефрена), - они называются здесь не куплетами, как у французских классиков, а эпизодами, - становятся крупнее по размерам, увеличивается основная тема – рефрен. Главное же, эпизоды создают теперь значительный контраст как основной теме, так и друг другу, и это отныне считается характерной особенностью формы рондо. В связи с возрастанием значения каждого эпизода сокращается их общее число. Типичное для классик рондо обычно включает всего два эпизода, три раза звучит в нем основная тема – рефрен, и состоит оно всего из пяти частей(у французских классиков количество эпизодов и, соответственно, всех частей рондо бывало различным и, чаще, большим). Ели обозначить основную тему буквой А и эпизоды - последующими буквами алфавита, то схема строения классического рондо будет выглядеть так: А Б А В А

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Религиозная культура
Характерной чертой древнерусской культуры является двоеверие - сочетание христианской веры и прежних языческих обычаев. Действительно, так как язычество было раздробленным, оно было уничтожено Владимиром довольно мирным путем. Столкнули в ...

«Титаник». Киноверсии
Одна из самых трагических катастроф в истории мореплавания - гибель 14 апреля 1912 года английского океанского лайнера «Титаник» давно волновала воображение кинематографистов, и экранные версии катастрофы постоянно колебались от строгой р ...

Компьютерная анимация и компьютерная графика
С точки зрения мультипликаторов Загребской школы: "Анимация - значит, дать жизнь рисунку или картине, но не так, чтобы копировать или подражать ей, а таким образом, чтобы изменять ее лицо"1. Соглашаясь в целом с подобным опреде ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы