Библиотечная наука 20 века 1945-1998 гг

Материалы » История библиотечной науки » Библиотечная наука 20 века 1945-1998 гг

Страница 2

Улучшилась подготовка учебников и учебных пособий для высших и средних библиотечных учебных заведений. В это время вышли первые издания учебников для библиотечных институтов по истории библиотечного дела, общему библиотековедению, библиотечным фондам и каталогам, по работе с читателями и руководству чтением в массовых и детских библиотеках. Издание учебников явилось новым шагом в развитии библиотековедения, в изучении и обобщении актуальных проблем библиотечной практики; оказало большое влияние на общее состояние научно-исследовательской работы.

Постановление наметило меры по улучшению комплектования библиотечных фондов, подготовки кадров, особенно для научных, вузовских и специальных библиотек, по развитию научно - информационной и рекомендательной библиографии, строительству и оборудованию библиотек, организации централизованной классификации и каталогизации книг и др. Был проведён ряд совещаний библиотечных работников, а также межвузовских конференций. Доклады и выступления участников этих совещаний и конференций публиковались в специальной периодической печати. Наибольшую ценность имели сборники, посвящённые разработке и обобщению проблем открытого доступа в массовых и научных библиотеках, идейно-воспитательной работы библиотек, пропаганды общественно-политической литературы в помощь коммунистическому воспитанию трудящихся. Ряд ценных статей о теоретических основах руководства чтением, изучении читательских интересов и руководстве чтением детей был опубликован в сборнике «Библиотекари СССР. Опыт работы», в трудах институтов и библиотек.

Была осуществлена большая работа по созданию советской библиотечно-библиографической классификации. Значительное внимание уделялось разработке теоретических проблем организации библиотечного обслуживания населения, планирования и координации библиотечной сети.

В то же время развитие библиотековедения как науки по многим важным направлениям продолжало отставать от потребностей библиотечного дела в СССР. Остро сказывалась недостаточная разработка методологических основ, закономерностей и специфики, присущих библиотековедению как науке. Важной причиной отставания библиотековедения являлось отсутствие единого центрального органа, координирующего и направляющего работу институтов и библиотек.

В 1964 г. при Министерстве культуры РСФСР был создан Совет по координации научной работы в области библиотековедения и библиографии. На Совет возлагалась задача организации кооперирования деятельности крупнейших библиотек и вузов по разработке наиболее актуальных проблем библиотечной науки, определения проблематики научных исследований и составление сводных планов научной работы. Совет объединил в рамках проблемных комиссий научных работников крупнейших библиотек и вузов страны и направил их внимание на изучение и обобщение основных теоретических проблем библиотековедения. Совет рассмотрел и утвердил сводный план научно-исследовательских работ на 1965-1967 гг.

Был намечен ряд мер по укреплению материальной базы библиотек, расширению строительства библиотечных зданий, улучшению библиотечного оборудования действующих библиотек и внедрению механизации и автоматизации в библиотечно-библиографические процессы, в первую очередь связанные с обслуживанием читателей. Одним из важнейших направлений совершенствования библиотечного дела в стране явилась централизация сети библиотек. По инициативе Министерства культуры РСФСР с начала 1966 г. был организован эксперимент по централизации сети массовых библиотек в Липецке, Нижнем Тагиле и Шахтах. В 1966 г. Министерство культуры СССР и ВЦСПС утвердили “Примерные положения организации единой сети массовых библиотек”, которые обязали республиканские министерства культуры совместно с советами профсоюзов разработать с учетом национальных, природно- географических, экономических и культурных особенностей основные положения об объединении в единую сеть всех массовых библиотек республики и утверждать их в установленном порядке. Эксперимент по объединению ранее самостоятельных массовых библиотек в единую библиотечную систему с общим книжным фондом и штатом работников, единым административным и хозяйственным руководством, централизованным комплектованием и обработкой литературы, выделение центральных библиотек и реорганизация всех других в ее филиалы дали положительные результаты. Во всех городах и районах, где проводилась централизация, заметно улучшилось комплектование и использование фондов, стали внедряться экономичные и прогрессивные методы обслуживания книгой всех групп населения, повысилась организующая роль центральных библиотек, их ответственность за состояние библиотечной работы в регионе.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие публикации:

Палаццо Веккьо
Это правительственное здание 1299 г., где заседали приоры, называлось Новый дворец (Palagio novo). Прежнее правительственное здание Барджелло стало Старым дворцом. В XV в. правители коммуны объявили себя синьорами (signori), а само здание ...

Смыслообразование и нормативно-ценностные системы культуры
Центральную роль в смысловой структуре и в осмыслении играет надындивидуальный социальный опыт, знание о реальности, общее для всех членов данного общества. Оно хранится не в особом мире значений, а исключительно в формах общественной пра ...

Понятие «смысла»
Смысл — это понятие подразумеваемое и оно прямо зависит от знаний о предмете. Незнакомая вещь может показаться бессмысленной, если неизвестно, как ею пользоваться, то есть, как можно извлечь из неё пользу. И, наоборот, по незнанию вещь мо ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы