Ермолова и театр

Материалы » Великая русская актриса - М.Н. Ермолова » Ермолова и театр

Страница 2

В пятом акте Ермолова стояла в виде статуи. Она стояла недвижно, до иллюзии давая впечатление изваяния Опять ермоловское молчание - и, как всегда в такие минуты, от нее нельзя было оторваться, в данном случае это было созерцание почти совершенной красоты.

Ермолова всегда употребляла очень легкий грим, и здесь она была только сильно напудрена. И постепенно - так она сама волновалась этой прелестной сценой - лицо ее начинало оживать на глазах зрителей. Розовая краска появлялась на щеках, трепет пробегал по ее чертам, и, когда она по повелению Паулины делала легкое движение и тихо, плавно, точно не касаясь пола, спускалась с пьедестала, не глядя на ступени, а только глядя в глаза Леонта, и обнимала его, а потом наклонялась с благословением к своей дочери, облегченный вздох вырывался у всех в зале.

Сказка была кончена . но надолго оставалось ощущение чуда. Да это и было чудо: чудо настоящего творчества, настоящего искусства, совершенное Ермоловой.

Мария Николаевна Ермолова в "Воеводе" А.Н. Островского

Один из новейших биографов Ермоловой, Э. Бескин, выразил мнение, что Ермолова не любила Островского и не играла его пьес так совершенно, как другие роли. Это недоразумение. Островский, как рассказывала сама Мария Николаевна, бывший горячим поклонником Федотовой, долгое время не давал хода молодой артистке и все лучшие роли, как правило, поручал Федотовой, так что Ермоловой если и приходилось их играть, то только заменяя заболевшую Федотову, как, например, в "Грозе" или в "Бесприданнице", но в конце концов она покорила его своим талантом, и он высоко ценил ее исполнение его ролей. В конечном счете она сыграла восемнадцать ролей в пьесах Островского (из них четыре написанных им в сотрудничестве с Соловьевым), и в некоторых из них была не превзойдена, например в "Талантах и поклонниках" и в "Последней жертве". В ранней юности своей она любила "Грозу" и, если судить по отзывам газет, играла ее прекрасно; но с течением лет эта роль стала ей чужда - она с неудовольствием в день "Грозы" следила за сбором платьев, шалей к вечеру и безрадостно говорила: "Ах . опять "Грозу" играть ." - и, несомненно, душой отошла от переживаний Катерины. Остальные роли Островского, игранные ею, были ей по сердцу.

Эта роль становилась в ее исполнении заметнее других.

Ермолова в Олене была настоящей русской красавицей, как говорит о ней Роман: "Очи сокольи, брови собольи", и достигала она этого впечатления не гримом, а глубиной проникновения в роль. При виде ее вспоминались строки Некрасова: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет .

Одним из первых образов Ермоловой была учительница Ленина ("На пороге к делу" Соловьева) - волевая и нравственно чистая девушка. Раскрывая драматический конфликт между высокими духовными устремлениями сельской учительницы Верочки Лониной и мрачной действительностью старой деревни, Ермолова подчеркивала упорную борьбу своей героини с уродливыми сторонами окружающего ее быта. Главное место в русском репертуаре Ермоловой занимали роли в пьесах Островского. Вслед за Катериной, Василисой Мелентьевой, Юлией Тугиной Ермолова сыграла Ларису (1879); Парашу ("Горячее сердце", 1883), Евлалию ("Невольницы", 1883) и др.

Пьеса "Невольницы" Островского была поставлена с Ермоловой еще в 1880 году, но прошла незамеченной в числе многих пьес, не подходящих к дарованию молодой артистки. В 1890 году ее возобновили в бенефис Музиля - и спектакль этот произвел большую сенсацию в Москве, хотя "Невольницы" и не принадлежат к лучшим вещам Островского. Но Мария Николаевна имела в этой роли какой-то особенный успех. Все единогласно отмечали необычайный диапазон ее творческих возможностей, исключительно тонкую, "филигранную" отделку роли, и во всех отзывах сквозила радость по поводу новых откровений ее таланта. Ермолова в роли Евлалии развернула совершенно неожиданную картину, особенно поразившую в те годы, когда она была в зените своей славы трагической актрисы. Слово "Ермолова" было тогда символом волнующего вдохновения, пафоса, экстаза .

Страницы: 1 2 3

Другие публикации:

Взаимоотношения субкультур
Субкультуры, как и любое культурное явление возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Общество 20-го века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами. Поэтому нел ...

Преобразования библиотечной науки в 18 веке
В первой четверти 18 в. дело просвещения в значительной степени переходит от духовенства к государству. . При школах создаются школьные библиотеки. В своём трактате “Духовном регламенте” в издаваемых правительством Петра Первого законах ...

Пространственно–временная динамика культуры. понятие аккультурации
Динамика Культуры - изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер; 2) раздел теории культуры, в рамках которого изучаются п ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы