Особенности первобытной культуры. Одежда, украшения, косметика

Материалы » Динамика и типология культур » Особенности первобытной культуры. Одежда, украшения, косметика

Страница 1

Первой одеждой служили звериные шкуры, затем человек освоил плетение из стеблей, и некоторые виды одежды (типа юбочек или фартуков) стали изготавливаться из растительных волокон. В период неолита, когда возникло ткачество и прядение, одежда стала изготавливаться как из растительного, предварительно обработанного материала, так и из шерсти животных. Различные украшения – бусы., подвески, ожерелья из просверленных костей, а также раковины с остатками краски, которую наносили на тело и лицо имело не только эстетическое значение для первобытного человека, но и магическую функцию. Любые украшения (в том числе и косметические) защищали своего владельца от враждебных сил; а также могли быть знаком социального положения (ожерелье из зубов опасного хищника свидетельствовало об охотничьей доблести). Обычай раскрашивания породил татуировки. Татуирование имеет тесную связь с тотемизмом: чаще всего на теле нарезывается изображение того животного, который считается тотемом данного лица или племени. Татуировки свидетельствовали о том, что человек прошел обряд инициации с достижением половой зрелости и является полноправным членом племени.

Жилища и архитектурные сооружения. Пещера, круглая яма, заслон от ветра, шалаш и землянка – основные типы жилища первобытного человека во всех частях земного шара. К наиболее поразительным сооружениям эпохи неолита относится так называемый "хоровод великанов", величественное каменное кольцо, - Стонхендж, который находится в окрестностях Солсбери в Англии. В прошлом Стонхеджа различимы несколько этапов строительства, самый ранний из которых датируется 3 100 годом до Р.Х. Сегодня "хоровод великанов" представляет собой величественное каменное кольцо, образованное огромными тесаными глыбами серого песчаника, перекрытыми поверху плитами из камня. Внутри этого кольца – еще одно сооружение подковообразной формы, составленное из глыб большего размера, сгруппированных попарно и перекрытых третьей, - так называемых трилитов. Существует предположение, что это сооружение являлось астрономической обсерваторией и служило для предсказаний лунных затмений. Между тем в настоящее время на территории всей Евразии и Америки обнаружены комплексы мегалитов (греч. – большие камни) – совокупность объектов возведенных по сходной технологии из необработанных или мало обработанных камней весом до нескольких сотен тонн каждый. Сегодня ученые не сомневаются, что мегалитические постройки были связаны с заупокойным культом. Стонхедж и подобные ему памятники расположены среди древних кладбищ, их окружают курганы родовых склепов. Предположительно эти курганы в прошлом имели обширные надземные сооружения, о чем свидетельствуют обнаруженные археологами ямы от мощных опор по краям курганов, следы бревенчатых стен и сложных сооружений, видимо, надземных святилищ. Ансамбли - рукотворные каменные склепы строились так, что они были видны издали. Так, камень становился символом вечности человеческой личности.

Первобытная живопись. В главном первобытные люди были такие, как мы: они умели чувствовать прекрасное. Все лучшее, что есть в человеке и в природе отражено в искусстве первобытной культуры. Начало – ряды параллельных полос, оставленные пальцами рук или гребнеобразными предметами. Рисунки, обнаруженные в пещерах Ласко, Фон де Гом, Пеш Мерль, Ла Мут – во Франции, в Альтамире и других пещерах Испании, изображены на значительном расстоянии от входа, в них было трудно проникнуть, что предполагает, что большинство пещер были необитаемыми святилищами и служили культовым целям. Одно из самых выдающихся открытий было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 года: пещера Ласко во Франции была обнаружена четырьмя мальчиками, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Эту пещеру называют "доисторической Сикстинской капеллой", ее живопись принадлежит к числу самых совершенных художественных созданий эпохи палеолита, ее древнейшие изображения датируются 18 тыс. до Р.Х. Чтобы попасть в нижнюю галерею пещеры, нужно спуститься по веревочной лестнице через шахту глубиной 6,3 метра. Пещера представлена залами, изображающими фигуры быков, лошадей, бизонов, баранов, которые чередуются со знаками: волнистые линии, прямоугольники, квадраты, стилизованные растительные формы.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Греческая архитектура
Развитию строительного дела, архитектуры способствовал рост городов, которые располагались вокруг укрепленной части города (акрополя), расположенного на холме. На его вершине находилось святилище с храмом, посвященным богу-покровителю гор ...

Пирамида Джосера в Саккара
Усыпальница для фараона III династии Джосера имела новый, необычный вид, она состояла из шести мастаб, поставленных друг на друга, и уменьшающихся кверху. Гробница возвышается как «лестница к небу», за что получила свое название – «ступен ...

Понятие «смысла»
Смысл — это понятие подразумеваемое и оно прямо зависит от знаний о предмете. Незнакомая вещь может показаться бессмысленной, если неизвестно, как ею пользоваться, то есть, как можно извлечь из неё пользу. И, наоборот, по незнанию вещь мо ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы