Особенности первобытной культуры. Одежда, украшения, косметика

Материалы » Динамика и типология культур » Особенности первобытной культуры. Одежда, украшения, косметика

Страница 1

Первой одеждой служили звериные шкуры, затем человек освоил плетение из стеблей, и некоторые виды одежды (типа юбочек или фартуков) стали изготавливаться из растительных волокон. В период неолита, когда возникло ткачество и прядение, одежда стала изготавливаться как из растительного, предварительно обработанного материала, так и из шерсти животных. Различные украшения – бусы., подвески, ожерелья из просверленных костей, а также раковины с остатками краски, которую наносили на тело и лицо имело не только эстетическое значение для первобытного человека, но и магическую функцию. Любые украшения (в том числе и косметические) защищали своего владельца от враждебных сил; а также могли быть знаком социального положения (ожерелье из зубов опасного хищника свидетельствовало об охотничьей доблести). Обычай раскрашивания породил татуировки. Татуирование имеет тесную связь с тотемизмом: чаще всего на теле нарезывается изображение того животного, который считается тотемом данного лица или племени. Татуировки свидетельствовали о том, что человек прошел обряд инициации с достижением половой зрелости и является полноправным членом племени.

Жилища и архитектурные сооружения. Пещера, круглая яма, заслон от ветра, шалаш и землянка – основные типы жилища первобытного человека во всех частях земного шара. К наиболее поразительным сооружениям эпохи неолита относится так называемый "хоровод великанов", величественное каменное кольцо, - Стонхендж, который находится в окрестностях Солсбери в Англии. В прошлом Стонхеджа различимы несколько этапов строительства, самый ранний из которых датируется 3 100 годом до Р.Х. Сегодня "хоровод великанов" представляет собой величественное каменное кольцо, образованное огромными тесаными глыбами серого песчаника, перекрытыми поверху плитами из камня. Внутри этого кольца – еще одно сооружение подковообразной формы, составленное из глыб большего размера, сгруппированных попарно и перекрытых третьей, - так называемых трилитов. Существует предположение, что это сооружение являлось астрономической обсерваторией и служило для предсказаний лунных затмений. Между тем в настоящее время на территории всей Евразии и Америки обнаружены комплексы мегалитов (греч. – большие камни) – совокупность объектов возведенных по сходной технологии из необработанных или мало обработанных камней весом до нескольких сотен тонн каждый. Сегодня ученые не сомневаются, что мегалитические постройки были связаны с заупокойным культом. Стонхедж и подобные ему памятники расположены среди древних кладбищ, их окружают курганы родовых склепов. Предположительно эти курганы в прошлом имели обширные надземные сооружения, о чем свидетельствуют обнаруженные археологами ямы от мощных опор по краям курганов, следы бревенчатых стен и сложных сооружений, видимо, надземных святилищ. Ансамбли - рукотворные каменные склепы строились так, что они были видны издали. Так, камень становился символом вечности человеческой личности.

Первобытная живопись. В главном первобытные люди были такие, как мы: они умели чувствовать прекрасное. Все лучшее, что есть в человеке и в природе отражено в искусстве первобытной культуры. Начало – ряды параллельных полос, оставленные пальцами рук или гребнеобразными предметами. Рисунки, обнаруженные в пещерах Ласко, Фон де Гом, Пеш Мерль, Ла Мут – во Франции, в Альтамире и других пещерах Испании, изображены на значительном расстоянии от входа, в них было трудно проникнуть, что предполагает, что большинство пещер были необитаемыми святилищами и служили культовым целям. Одно из самых выдающихся открытий было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 года: пещера Ласко во Франции была обнаружена четырьмя мальчиками, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Эту пещеру называют "доисторической Сикстинской капеллой", ее живопись принадлежит к числу самых совершенных художественных созданий эпохи палеолита, ее древнейшие изображения датируются 18 тыс. до Р.Х. Чтобы попасть в нижнюю галерею пещеры, нужно спуститься по веревочной лестнице через шахту глубиной 6,3 метра. Пещера представлена залами, изображающими фигуры быков, лошадей, бизонов, баранов, которые чередуются со знаками: волнистые линии, прямоугольники, квадраты, стилизованные растительные формы.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Интерпретации
В последние годы Босх стал едва ли не самым популярным и загадочным западноевропейским художником прошлого. О нем написаны десятки книг, сотни статей и брошюр. Любопытно, что ни один художник не воспринимался столь различно. Каждый автор ...

Декоративное и высокое искусство
В 2006 году на выставке в Бруклинском музее серия граффити была представлена в качестве новой формы искусства, которое зародилось в отдаленных районах Нью-Йорка, и достигло своих высот в начале 1980-х годов в творчестве Crash, Lee, Daze, ...

Джон Де Андреа
Джон де Андреа, или Эндреа (John De Andrea) – известный американский скульптор, яркий представитель гиперреализма в искусстве. Родился 24 ноября 1941 в Денвере, штат Колорадо, США. Образование получил в университете Колорадо в 1965 (степе ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы