С точки зрения психолога

Материалы » Контркультура 70-е-80-е годов » С точки зрения психолога

Цифры, однако, не могут приоткрыть самого главного – души неформалов, их мысли, чувства и переживания. Психология даёт возможность осмыслить сухие ряды цифр.

Психология неформальности включает в себя много слагаемых. Стремление быть самим сабой лишь первые из них. Это именно стремление при отсутствии умения быть самим собой – его у подростка ещё и не может быть, этот возраст и озабочен поиском смысла Я, отделением себя «истинного» от себя «ложного», определением своего предназначения в жизни – настойчиво увлекает на путь поиска чего-то необычного.

Второе слагаемое психологии неформальности – заражение и подражание. Они (подростки) страшно заражаются друг от друга необычностью нарядов, действий, ритуалов. Действуют неосознаваемые закономерности распространения моды. Сегодня причёска «гребешком» у одного, и над ним все смеются, а завтра он уже не один. И тот, кто ещё вчера смеялся, сегодня бежит за ножницами. Необычное заражает подростка. Он начинает подражать, даже не замечая, что постепенно обычным становится и этот его маскарад. Заражение и подражание облегчают задачу выделения из окружающей среды – ломать голову приходится только первым. Остальные же, как послушное стадо, идут следом.

Здесь действует третье слагаемое психологии неформальности – стадный инстинкт. Одному выделиться труднее. Сопротивление велико. Опасностей много. А в куче – легче. Заражение и подражание, наслаиваясь на индивидуалистическое стремление к выделению, искажают цель, ради которой подросток предпринимает те или иные неформальные действия, в итоге не выделяют, а чаще растворяют подростка в толпе себе подобных. Подавляющее большинство неформальных группировок держатся не на сознательном единстве – это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в неё членов. Что главное в компании неформалов? В первую очередь ритуалы. Ежедневные встречи-тусовки. Привычное место, привычное времяпрепровождение, привычное дело, привычная музыка, привычные разговоры. Всё это соединяет, помогает не чувствовать одиночество. Хоть на минуту, хоть на вечер в такой компании можно забыться. Вывод – в стаде можно не думать о себе. В большинстве случаев лично о себе в неформальных группировках думают мало – действуют требования единства и единообразия мыслей, чувств и действий в стаде.

Конечно, сказанное нельзя относить ко всем без разбору неформалам. Они очень разные. Психологически творческие неформалы – особый тип молодых людей, живущих по непонятной и неудобной для массового сознания логике, отличной от привычной, обыденной. Но часто именно они оказываются способны в полной мере искренне, честно и действенно разобраться в себе, в окружающих, докопаться до причин, истоков того, что не устраивает в жизни. Важная чёрточка в психологии лучших неформалов – озабоченность проблемами, решение которых не служит прямо собственному благополучию. Те же бригады по охране окружающей среды – примеры такой отстранённости от индивидуально-личностного мирка, выход за его пределы в большой мир.

Стремительно летит время. Жизнь принесла немало нового. «Официалы» ушли в прошлое. «Неформалитет» продолжает существовать и развиваться. Внимание к нему несколько уменьшилось. В конечном счете, в каждом из нас – в ком-то больше, в ком-то меньше – есть толика неформальности. Надо взращивать эту толику, укреплять её в себе, чтобы в любой ситуации, всегда и везде оставаться людьми. Нормальными, живыми людьми, а не социальными роботами, послушными «винтиками», бездушными носителями социальных ролей, бюрократических правил и инструкций. Быть неформалом, в общем-то, нетрудно. Для этого нужно лишь чуть-чуть по-другому начать относиться к жизни. Немножко встряхнуться от усталости и задавленности привычными трудностями и ограничениями. Перестать воспринимать всё происходящее слишком серьёзно, видеть за малейшими нарушениями распорядка угрозу «основам». Научиться воспринимать жизнь как текучий, многообразный и полноводный живой поток. Понять, что в жизни можно и нужно смеяться, шутить, радоваться и удивляться, в том числе и тем отступлениям от привычного, которые делают её разнообразнее и интереснее.

Другие публикации:

Великий Чарли Чаплин
Чарли Чаплин, Чарли . У любого человека это имя ассоциируется с кинематографом. Чарли стал олицетворением самого кино, его символом, его легендой . Но он - живая легенда. Его фильмы, снятые почти в начале века, мы смотрим до сих пор. Перв ...

Палаццо Веккьо
Это правительственное здание 1299 г., где заседали приоры, называлось Новый дворец (Palagio novo). Прежнее правительственное здание Барджелло стало Старым дворцом. В XV в. правители коммуны объявили себя синьорами (signori), а само здание ...

Искусство XX века: традиции и новаторство
Ни в одну эпоху искусство не было зеркалом, бесстрастно фиксирующим действительность или мысли художника; оно всегда впитывало в себя основные тенденции времени и предлагало миру картину, которая могла совпадать с миром только в конечном ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы