С точки зрения психолога

Материалы » Контркультура 70-е-80-е годов » С точки зрения психолога

Цифры, однако, не могут приоткрыть самого главного – души неформалов, их мысли, чувства и переживания. Психология даёт возможность осмыслить сухие ряды цифр.

Психология неформальности включает в себя много слагаемых. Стремление быть самим сабой лишь первые из них. Это именно стремление при отсутствии умения быть самим собой – его у подростка ещё и не может быть, этот возраст и озабочен поиском смысла Я, отделением себя «истинного» от себя «ложного», определением своего предназначения в жизни – настойчиво увлекает на путь поиска чего-то необычного.

Второе слагаемое психологии неформальности – заражение и подражание. Они (подростки) страшно заражаются друг от друга необычностью нарядов, действий, ритуалов. Действуют неосознаваемые закономерности распространения моды. Сегодня причёска «гребешком» у одного, и над ним все смеются, а завтра он уже не один. И тот, кто ещё вчера смеялся, сегодня бежит за ножницами. Необычное заражает подростка. Он начинает подражать, даже не замечая, что постепенно обычным становится и этот его маскарад. Заражение и подражание облегчают задачу выделения из окружающей среды – ломать голову приходится только первым. Остальные же, как послушное стадо, идут следом.

Здесь действует третье слагаемое психологии неформальности – стадный инстинкт. Одному выделиться труднее. Сопротивление велико. Опасностей много. А в куче – легче. Заражение и подражание, наслаиваясь на индивидуалистическое стремление к выделению, искажают цель, ради которой подросток предпринимает те или иные неформальные действия, в итоге не выделяют, а чаще растворяют подростка в толпе себе подобных. Подавляющее большинство неформальных группировок держатся не на сознательном единстве – это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в неё членов. Что главное в компании неформалов? В первую очередь ритуалы. Ежедневные встречи-тусовки. Привычное место, привычное времяпрепровождение, привычное дело, привычная музыка, привычные разговоры. Всё это соединяет, помогает не чувствовать одиночество. Хоть на минуту, хоть на вечер в такой компании можно забыться. Вывод – в стаде можно не думать о себе. В большинстве случаев лично о себе в неформальных группировках думают мало – действуют требования единства и единообразия мыслей, чувств и действий в стаде.

Конечно, сказанное нельзя относить ко всем без разбору неформалам. Они очень разные. Психологически творческие неформалы – особый тип молодых людей, живущих по непонятной и неудобной для массового сознания логике, отличной от привычной, обыденной. Но часто именно они оказываются способны в полной мере искренне, честно и действенно разобраться в себе, в окружающих, докопаться до причин, истоков того, что не устраивает в жизни. Важная чёрточка в психологии лучших неформалов – озабоченность проблемами, решение которых не служит прямо собственному благополучию. Те же бригады по охране окружающей среды – примеры такой отстранённости от индивидуально-личностного мирка, выход за его пределы в большой мир.

Стремительно летит время. Жизнь принесла немало нового. «Официалы» ушли в прошлое. «Неформалитет» продолжает существовать и развиваться. Внимание к нему несколько уменьшилось. В конечном счете, в каждом из нас – в ком-то больше, в ком-то меньше – есть толика неформальности. Надо взращивать эту толику, укреплять её в себе, чтобы в любой ситуации, всегда и везде оставаться людьми. Нормальными, живыми людьми, а не социальными роботами, послушными «винтиками», бездушными носителями социальных ролей, бюрократических правил и инструкций. Быть неформалом, в общем-то, нетрудно. Для этого нужно лишь чуть-чуть по-другому начать относиться к жизни. Немножко встряхнуться от усталости и задавленности привычными трудностями и ограничениями. Перестать воспринимать всё происходящее слишком серьёзно, видеть за малейшими нарушениями распорядка угрозу «основам». Научиться воспринимать жизнь как текучий, многообразный и полноводный живой поток. Понять, что в жизни можно и нужно смеяться, шутить, радоваться и удивляться, в том числе и тем отступлениям от привычного, которые делают её разнообразнее и интереснее.

Другие публикации:

Поп - музыка
Поп-музыка - (англ. pop music, от popular music - популярная, общедоступная музыка), понятие, охватывающее разные стили и жанры развлекательной эстрадной музыки. Это музыка, которая захватывает большой спектр молодежи, а также людей пожил ...

Греческая религия и общественные праздники
Греческая религия была органичной частью культурной и общественной жизни полисов Древней Греции. Она определяла мировоззрение и мироощущение греческих граждан, их нравственные и этические нормы, а также формировала образы и основные тенде ...

Лэнд-арт
Лэнд-арт (англ. Land-art - "природо-искусство") – арт-практика, в которой деятельность художника выносится на природу и материалом для арт-объектов служат или чисто природные материалы или их сочетания с минимальным количеством ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы