Клас Олденбург

Материалы » Представители направления поп-арт и их методы выразительности » Клас Олденбург

Страница 1

Клас Олденбург — человек, ставший «позором» своей семьи и одновременно одним из основоположников американского поп-арта. «Поп-арт подобен сосуду, назначение которого — оставаться пустым», — сказал об этом направлении другой основоположник. Однако К.Олденбург заработал на этом «пустом сосуде» столько, что смог купить себе скромную яхту «размером с небольшого кита».

«Я за искусство, которое не сидит на своей заднице в музее, а делает что-то другое. Я за искусство, которое вырастает и не подозревает о том, что оно — искусство . Я за искусство, которое смешано с повседневной чепухой и все же поднимается наверх . Я за искусство, развертывающееся, как карта, которое вы можете сжать, как руку своей подружки, или даже поцеловать».

Клас Тур Олденбург

Cамая настоящая духовка с аппетитнейшими кусками мяса. Рука так и тянется потрогать, отрезать, попробовать . Но не стоит этого делать — перед нами всего лишь раскрашенный макет, созданный художником из марли, мешковины и простого пластыря.

При чем же здесь искусство? Совершенно не причем. Вы участвуете в хэппенинге, хотите вы того или нет. Эта духовка с мясом, являющаяся неотъемлемой частью нашей жизни, — идеальная декорация. Изо дня в день мы встаем, готовим себе на плите завтрак, обед и ужин. Каждый день, совершая обычные, ни к чему не обязывающие действия, мы играем одну простую на первый взгляд пьесу, называется – жизнь.

Признание на поприще поп-арта пришло к Олденбергу в 1961 году, когда он открыл свой проект «Магазин». Стилизовав интерьер студии под обычный магазин, он заполнил ее копиями товаров народного потребления, выполненными из папье-маше и других нетрадиционных материалов.

Духовка Олденбурга, созданная им для этого проекта в 1962 г., должна была стоять на самом видном месте, чтобы любой входящий в студию мог сразу же увидеть ее. Разложенное на ней мясо должно было быть реальным настолько, насколько это возможно. Копченое и жареное, оно должно было выглядеть так, «чтобы у посетителя потекли слюнки, даже если он только что плотно и вкусно пообедал». И все ради того, чтобы страждущий потянулся к горячему аппетитному кусочку и встретил упругую и гладкую искусственную поверхность. Посетитель испуганно отдергивает руку – художник в восторге: в легкой игровой манере ему удалось напомнить об иллюзорности нашего мира.

С олденбурговской духовкой происходит то же самое, что и с пейзажами на картинах художников. Когда мы смотрим на настоящий холм с настоящим деревом, мы пытаемся понять, что же это за дерево? Если яблоня, то есть ли на ней яблоки и спелые ли они? А разглядывая холм на картине Коро или Рейнолдса, мы вешаем ярлык «шедевр». И тут же спешим на рынок покупать яблоки, совершенно забыв о «шедевре». То есть реальность для нас все-таки важнее искусства. Олденбург подменяет «шедевр» реальностью, но не вкладывает в эту подмену особого смысла. Художник показывает нам нашу жизнь, причем показывает так, что буквально на глазах жизнь становится искусством. Или все же искусство — жизнью?

В начале 1950-х появилась идея создания «мягких скульптур» — фирменного технического приема художника. При этом мягкость в данном случае — понятие не буквальное, скульптуры могли быть выполнены и из плотных материалов. Главное — впечатление мягкости, обтекаемость форм, округлые линии «плавящихся» предметов.

В начале 2000-х был отмечен резкий рост цен на работы художника. Сегодня графика Олденберга на мировых аукционах продается в широком диапазоне от 8 до 30 тысяч долларов. Цены на живопись высокого качества могут запросто «перешагивать» 500-тысячный рубеж.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Хронология
Первые памятники относятся к позднему палеолиту: это значит, что их возраст составляет около 30 тысяч лет. Они появляются внезапно, будучи при этом слишком совершенными в техническом и художественном отношении, чтобы их можно было рассмат ...

Основные функции культуры
Культура выполняет множество функций: образовательная, социальная, воспитательная и т. д. Выделяют три основные функции, позволяющие обществу существовать длительный исторический период, войти в современный век - это познавательная, инфор ...

Крещение Руси и его культурные последствия
Начало второго периода совпадает с принятием христианства. Как отмечается в летописи, в 988 г над Киевом "воссиял свет" Христовой веры, радикально изменившей судьбу Руси. Следует подчеркнуть, что принятие византийского православ ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы