Польская музыкальная культура. К. Шимановский

Материалы » Польская музыкальная культура. К. Шимановский

Страница 2

После Концертной увертюры (1905 год) и Второй симфонии имя Шимановского делается все более известным в европейских странах. Он выступает в качестве пианиста, исполняя собственные произведения, слушает свою оркестровую музыку, часто разъезжая по столицам и другим музыкальным центрам Европы; несколько лет живет в Вене, общаясь с крупнейшими музыкантами австрийской столицы.

С все возрастающим вниманием Шимановский вслушивается в то, что ветер приносит из Франции. Даже сами названия его сочинений таят в себе аромат французского искусства: «Остров сирен», «Калипсо», «Наузикая»,- три эти поэмы образуют фортепианный цикл «Метопы», а «Фонтан Аретузы», «Нарцисс» и «Дриады и Пан»- цикл «Мифы» для скрипки и фортепиано. Не только названия, но и гармонический язык, динамический оттенки близки звукозаписи Дебюсси.

Наиболее полного выражения ориентализм Шимановского достигает в Тетьей симфонии, написанной в 1916 году. Ее исполнительский состав необычен: оркестр, хор и солист- тенор. Тексты заимствованы в стихотворениях Джалаллутдина Руми. Жанр симфонии- кантаты, гигантский состав оркестра с учетверенным количеством духовых инструментов, даже характер названия симфонии- «Песнь о ночи», ассоциируется с малеровским симфонизмом.

Годы первой мировой войны Шимановский проводил на Украине. Директор Киевской консерватории Р.М. Глиэр предложил ему вступить в число ее преподавателей.

Революцию Шимановский принял как крах ненавистного царизма. Больше того, находясь в Елизаветграде, он активно участвовал в новых формах культурной жизни - одно время занимал должность «комиссара по делам искусств» и заместителя редактора местной газеты, где ему неоднократно доводилось писать передовые статьи. Зимой 1918 года Шимановский вернулся в Варшаву, где началась новая фаза его творческой жизни.

В течение пяти лет (1927-1932) Шимановский стоял во главе Варшавской консерватории, отдавая немало сил установлении в ее учебном процессе тех творческих принципов новаторства, внимания к современной музыке, которые казались ему не менее важными, чем традиции старого академизма. Творческой отдушиной стали для Шимановского длительные концертные турне с Коханским и Рубинштейном по столицам Европы и поездки в США.

Значительным событием первых лет после возвращения в Варшаву становится премьера его одноактной оперу «Хагит», написанной еще в Вене накануне первой мировой войны.

Следующие опусы Шимановского- двенадцать «Курпиовских песен» для голоса и фортепиано и шесть народных песен для хора, -свидетельствуют о том, что связи композитора с народной музыкой укрепляются. Это подтверждает и сборник польских народных песен, обработанных для фортепиано, и «Четыре танца» (Полонез, Краковяк, Оберек и Мазурка). Последние произведения создавались в 30-х годах, и самое значительное из них- Четвертая симфония, названная автором Концертной симфонией. Посвящено оно Артуру Рубинштейну. Также следует из последних произведений назвать известную ораторию «Stabat Mater» и Второй скрипичный концерт.

Шимановского нельзя целиком отнести к одному течению искусства. Его видение, звукосозерцание было романтическим. Но на стилевом уровне его романтизм соседствовал и взаимодействовал с импрессионизмом, неоклассицизмом, неофольклоризмом и даже в какой-то степени с экспрессионизмом.

Страницы: 1 2 

Другие публикации:

Сюжет и тематика тувинского камнерезного дела
Овладеть искусством резьбы по камню не так легко, как кажется на первый взгляд: многие изображения животных связаны с народным эпосом, с его поэтической символикой, имеют глубокие корни в древней восточной мифологии. Сюжет и тематика тув ...

Творчество
Первой самостоятельной работой молодого зодчего в Петербурге было строительство с 1721 по 1727 год дворца на Миллионной улице для молдавского господаря Антиоха Кантемира. Наиболее ярко проявился в середине XVIII в архитектурных сооружения ...

Изобразительное искусство и архитектура Италии эпохи Возрождения ХIV–ХV вв
Хронологические рамки искусства Возрождения несколько иные, нежели, допустим, литературы Ренессанса. И хотя идея Возрождения стала укореняться на итальянской почве еще со времен Джотто и самого Джотто восхваляли за то, что он проложил пут ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы