Цивилизация Древнего Египта берет свое начало в IV тыс. до н.э. Около 3000 г. до н. э. в долине Нила образовалось единое государство во главе с фараоном. В VI в. до н. э. Египет был завоеван персами, в IV в. до н. э. – Александром Македонским, а в I в. до н. э. – римлянами. Но специфические черты древнеегипетской культуры напоминали о себе еще в течении нескольких столетий.
Сами египтяне связывали ее возникновение с деятельностью богов, которые создали города и государственность, искусства и ремесла, иероглифическую письменность и счет. Жизнь людей боги подчинили Маат – высшей истине, наилучшему порядку. Страх погрешить против Маат стал одним из важнейших факторов, обусловивших чрезвычайную устойчивость и долговечность древнеегипетской цивилизации.
Египтяне поклонялись множеству богов, большинство из которых являлись персонификацией природных явлений. Наибольшей популярностью обычно пользовался бог Солнца. В эпоху Древнего царства (XXVIII-XXII вв. до н.э.) он почитался преимущественно под именем Ра, позднее – в пору Среднего (XXII-XVIII вв. до н.э.) и Нового (XVI-XI вв. до н.э.) царств – его главным именем становится Амон. В космогонических мифах древних египтян как раз солнечное божество чаще всего выступает тем первобогом, который, выделившись из хаоса, творит остальных богов и весь мир.
Жители Древнего Египта приписывали своим богам одновременно антропоморфные и зооморфные черты. Например, Тота, бога мудрости, они изображали в виде мужчины с головой ибиса, а богиню неба Хатор представляли женщиной с коровьими рогами. Едва ли не каждое животное, известное египтянам, рассматривалось ими как воплощение того или иного бога. Ряд исследователей считает это наследием первобытного тотемизма.
Важное место в египетской религии занимал погребальный культ. Египтяне были буквально одержимы желанием обеспечить продолжение своей жизни в загробном мире, который они считали почти полным отражением мира земного. Чтобы душа покойника могла сохраниться в царстве мертвых, живые должны были мумифицировать или хотя бы изобразить (статуэткой, рисунком) его тело, снабдить соответствующими жильем и пищей. Со временем у египтян возникло представление о том, что умерших за их дела, совершенные на Земле, будет судить владыка загробного мира Осирис. Однако нравственная ценность этой идеи, способной сдерживать человеческую порочность, была серьезно подорвана верой египтян в силу магии. Магические формулы и ритуалы, составившие так называемую «Книгу мертвых», призваны были гарантировать людям посмертное благополучие независимо от их реальной добродетельности.
Знаменитым символом древнеегипетской цивилизации стали пирамиды – грандиозные сооружения времен Древнего царства, в которых размещались погребальные камеры с мумиями фараонов. Фараоны были не просто политическими вождями страны, люди видели в них воплощение или сыновей верховного божества. Египтяне надеялись через самоотверженное служение фараону причаститься его сверхчеловеческого могущества и вслед за ним, переступив смертную черту, обрести жизнь вечную.
Короткий, но яркий эпизод в религиозной истории Египта представляет собой реформа (некоторые авторы говорят: революция), проведенная фараоном Аменхотепом IV (1419-1402 гг. до н.э.). Этот правитель задался целью насадить в стране культ единого бога Атона, отождествляемого с солнечным диском. Поклонение остальным богам было запрещено. Сам фараон сменил имя на Эхнатон, т.е. угодный Атону. Он объявил себя единственным посредником между Атоном и людьми, тем самым пытаясь подорвать влияние египетского жречества и еще больше централизовать страну. Но инерция религиозной традиции оказалась сильнее, и вскоре после смерти Эхнатона с его реформой было покончено.
Другие публикации:
Место музыки в системе искусств эпохи Возрождения
Общие закономерности развития искусства, новое философское и эстетическое понимание сущности и природы гармонии характерные для эпохи Возрождения, проявились и в музыке. Как и для других видов искусств этого времени, для музыки тоже харак ...
Внутренние украшения Мавзолея
Следует отметить, что Мавзолей был украшен с поистине восточным великолепием. Там были статуи богов, Мавсола, его жены, предков, изваяния всадников, львов и, как упоминалось ранее, три рельефных фриза. От фризов с состязанием колесниц и б ...
Развитие культуры ХХ века в России
Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
Начало ХХ века, это время расцвета русского театрального искусства, связанного с именами К.Станиславского, Ф.Шаляпина, М.Ермоловой. Музыкальное творчеств ...