Культура Древнего Египта

Материалы » Культура цивилизаций Востока » Культура Древнего Египта

Страница 1

Цивилизация Древнего Египта берет свое начало в IV тыс. до н.э. Около 3000 г. до н. э. в долине Нила образовалось единое государство во главе с фараоном. В VI в. до н. э. Египет был завоеван персами, в IV в. до н. э. – Александром Македонским, а в I в. до н. э. – римлянами. Но специфические черты древнеегипетской культуры напоминали о себе еще в течении нескольких столетий.

Сами египтяне связывали ее возникновение с деятельностью богов, которые создали города и государственность, искусства и ремесла, иероглифическую письменность и счет. Жизнь людей боги подчинили Маат – высшей истине, наилучшему порядку. Страх погрешить против Маат стал одним из важнейших факторов, обусловивших чрезвычайную устойчивость и долговечность древнеегипетской цивилизации.

Египтяне поклонялись множеству богов, большинство из которых являлись персонификацией природных явлений. Наибольшей популярностью обычно пользовался бог Солнца. В эпоху Древнего царства (XXVIII-XXII вв. до н.э.) он почитался преимущественно под именем Ра, позднее – в пору Среднего (XXII-XVIII вв. до н.э.) и Нового (XVI-XI вв. до н.э.) царств – его главным именем становится Амон. В космогонических мифах древних египтян как раз солнечное божество чаще всего выступает тем первобогом, который, выделившись из хаоса, творит остальных богов и весь мир.

Жители Древнего Египта приписывали своим богам одновременно антропоморфные и зооморфные черты. Например, Тота, бога мудрости, они изображали в виде мужчины с головой ибиса, а богиню неба Хатор представляли женщиной с коровьими рогами. Едва ли не каждое животное, известное египтянам, рассматривалось ими как воплощение того или иного бога. Ряд исследователей считает это наследием первобытного тотемизма.

Важное место в египетской религии занимал погребальный культ. Египтяне были буквально одержимы желанием обеспечить продолжение своей жизни в загробном мире, который они считали почти полным отражением мира земного. Чтобы душа покойника могла сохраниться в царстве мертвых, живые должны были мумифицировать или хотя бы изобразить (статуэткой, рисунком) его тело, снабдить соответствующими жильем и пищей. Со временем у египтян возникло представление о том, что умерших за их дела, совершенные на Земле, будет судить владыка загробного мира Осирис. Однако нравственная ценность этой идеи, способной сдерживать человеческую порочность, была серьезно подорвана верой египтян в силу магии. Магические формулы и ритуалы, составившие так называемую «Книгу мертвых», призваны были гарантировать людям посмертное благополучие независимо от их реальной добродетельности.

Знаменитым символом древнеегипетской цивилизации стали пирамиды – грандиозные сооружения времен Древнего царства, в которых размещались погребальные камеры с мумиями фараонов. Фараоны были не просто политическими вождями страны, люди видели в них воплощение или сыновей верховного божества. Египтяне надеялись через самоотверженное служение фараону причаститься его сверхчеловеческого могущества и вслед за ним, переступив смертную черту, обрести жизнь вечную.

Короткий, но яркий эпизод в религиозной истории Египта представляет собой реформа (некоторые авторы говорят: революция), проведенная фараоном Аменхотепом IV (1419-1402 гг. до н.э.). Этот правитель задался целью насадить в стране культ единого бога Атона, отождествляемого с солнечным диском. Поклонение остальным богам было запрещено. Сам фараон сменил имя на Эхнатон, т.е. угодный Атону. Он объявил себя единственным посредником между Атоном и людьми, тем самым пытаясь подорвать влияние египетского жречества и еще больше централизовать страну. Но инерция религиозной традиции оказалась сильнее, и вскоре после смерти Эхнатона с его реформой было покончено.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Рафаэль
Рафаэль Санти (1483—1520) — не только талантливый, но и разносторонний художник: архитектор и монументалист, мастер портрета и мастер декора. Рафаэль — гений иного склада. Он не был новатором. Его искусство — синтез достижений предшествую ...

Дворец государя молдавского Дмитрия Кантемира – первый самостоятельный проект Ф.Б. Растрелли
Франческо Бартоломео оказался в пору своей юности на огромной стройке новой русской столицы, с поразительной быстротой выраставшей на островах невской дельты. Ничего подобного этому грандиозному строительству не видел Растрелли ни у себя ...

Япония и Европа
Очень сложно провести параллели между культурными феноменами, происходящими в Японии и Европе приблизительно в одно и то же время. Прошлое Японии в разное время видится по-разному. Изменение принципов видения культуры – одно из проявлени ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы