Зимний дворец - шедевр русского барокко сер. XVIII века

Материалы » Архитектор Ф.-Б.Растрелли в Петербурге » Зимний дворец - шедевр русского барокко сер. XVIII века

Здравствуйте, меня зовут Бахтина Елена!

Я проведу для вас экскурсию «Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли в Петербурге». Мой рассказ продлится 3 часа, и за это время мы познакомимся с лучшими творениями зодчего в Санкт-Петербурге. Начнём мы нашу экскурсию здесь на Дворцовой набережной, где находится красивейшее творение зодчего и один из главных дворцов Санкт-Петербурга - Зимний дворец.

Царь Петр с юности мечтал о новой российской столице на берегу моря. Столице, которая будет походить на западные города. И жизнь в ней будет протекать по европейским порядкам. Вот почему, едва основав Петербург, государь повелел всем послам искать и нанимать на западе опытных мастеров, художников, архитекторов. В числе приглашенных оказался итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744), проживавший в Париже, отец Франческо Бартоломео Растрелли. В 1715 году он подписал договор, что обязуется служить царю Петру и приехал в Петербург вместе с сыном.

Около пятидесяти лет Б.-Ф. Растрелли - выдающийся архитектор XVIII века - прожил в России. Здесь сформировался его талант. Здесь он создал произведения, которые принесли ему мировую известность.

Крупнейший представитель русского барокко, Растрелли переосмыслил традиции европейского барокко под влиянием русской художественной культуры. Его постройки отличаются стремлением к пространственному размаху ансамбля, применением характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок, увлечением интенсивной расцветкой стен, обилием позолоты, растительных мотивов в декоре, все это мы можем с Вами увидеть в Зимнем дворце.

Давайте обратим внимание на местоположение дворца.

Дворцовая площадь - является главной площадью нашего города, и входит в состав трех центральных площадей, также как Декабристов и Исаакиевская - с расположенными на них Зимним дворцом, Главным штабом, Адмиралтейством, Исаакиевским собором. Эти ансамбли образуют единый пространственный организм на берегу Невы.

И, конечно же, жемчужина в этом ансамбле – Зимний дворец. Своими северным фасадом Зимний дворец обращен в сторону Невы. Её широкие водные просторы неразрывно связаны с перспективами грандиозных площадей и мощными массивами расположенных на них зданий. Здесь с особенной силой и ясностью раскрывается величие и неповторимое своеобразие архитектурных панорам города. Ансамбль центральных площадей сформировался и приобрёл свой современный облик в результате преемственности творческой деятельности нескольких поколений русских зодчих, почетное место среди которых принадлежит герою нашей экскурсии – Франческо Бартоломео Растрелли.

Теперешний, привычный нам, Зимний дворец имел предшественников. Два деревянных и четыре каменных. Но так как ни они определили будущий лик города, то и память о них стерлась у поколений. В начале 70-х годов XX века только специалисты знали о пяти первых дворцах. О вероятном существовании шестого стало известно лишь в конце 1978 года.

16 февраля 1753 года Елизавета Петровна издает указ о строительстве нового Зимнего дворца. Однако прошло больше года, прежде чем был окончательно утвержден четвертый по счету проект Зимнего дворца. Растрелли пришлось приложить немало сил, потратить время и нервы, чтобы убедить царицу строить не просто дворец, а создавать ансамбль, в котором дворец хоть и главная, но все же часть этого ансамбля.

В 1762 году монументальное трех этажное здание Зимнего дворца было закончено.

Дворец задуман и осуществлен в виде замкнутого четырёхугольника с обширным внутренним двором. Фасады дворца разделены антаблементом на два яруса. Они декорированы колоннами ионического и композитного орденов. Посмотрите, видите колонны, объединяют второй парадный и третий этажи.

Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников, обилие лепных деталей, множество декоративных ваз и статуй, расположенных над парапетом и над многочисленными фронтонами, создают исключительное по своей пышности и великолепию декоративное убранство здания.

Рассматривая Зимний дворец можно понять, что это большой источник сведений о России, Петербурге и императорской династии. Ведь именно он прошел почти весь путь от основания Петербурга и Российской империи как таковой.

Зимний дворец сейчас трудно оценивать с этой точки зрения, не взяв во внимание, что сейчас это одно из зданий Эрмитажа. Зимний дворец сейчас нельзя отделить от тех выставок и экспозиций что находятся в нем, а, смотря с этой точки зрения дворец, это почти неисчерпаемая кладезь знаний,

Можно сказать, что Зимний дворец известен во всём мире, его знают также как французский Лувр и как английский Тауэр.

Зимний дворец не столько необычен сколько, неповторяем только постоянные перепланировки до гениальности и просто талант архитектора, создали тот стиль, который присущ Зимнему дворцу.

Зимний дворец - бесспорно, настоящий дворец-шедевр, строгой и серьезной архитектуры, совершенно лишенной какой бы то ни было вычурности тех легкомысленных приемов, которые художник разрешал себе в загородных дворцах и садовых павильонах. Здесь все благородно, и когда начинаешь внимательно изучать отдельные части, то убеждаешься, что они хорошо обдуманы и взвешены, и сделано все, чтобы этот длиннейший фасад получил оживленную, но все еще строгую разбивку. Но все же общее впечатление, при всей его несомненной торжественности, не вдохновляет, как Смольный, где будет наша следующая остановка.

Другие публикации:

Франсуа Жерар
Одним из старших учеников Давида, пришедших к нему до революии был Франсуа Жерар (1770—1837). Сблизившись с Жераром в годы революции, Давид возлагал на него большие надежды, и творчество художника, особенно портреты, исполненные в конце X ...

Солнечный храм Ниусера в Абусире
Греческие историки Диодор и Геродот рассказывали, что будто бы из-за непосильного труда и угнетений, которым народ подвергался со стороны фараонов IV -ой династии, народ восстал и выбросил тела царей из их гробниц. В результате смуты к вл ...

Неформалы в спорте и вокруг него
Ведущие представители данного течения – знаменитые футбольные фанаты. Проявив себя как массовое, организованное движение, спартаковские болельщики 1977 г. стали основоположниками неформального течения, которое распространилось и вокруг др ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы