Культура как ценностная картина мира

Материалы » Культура как ценностная картина мира

Культура рассматривается как творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания. Она также может рассматриваться как совокупность накопленных в данном обществе знаний, умений, навыков и правил поведения, социальных норм и ценностей. Важнейшими составляющими культуры являются язык, знаковые системы, используемые людьми для общения и взаимодействия друг с другом. Усвоение культуры осуществляется с помощью обучения. Культура создается, культуре обучаются.

Понятие культуры включает в себя убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы; служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

Н. Смелзер выделяет 4 универсальных культурных элемента:

1) понятия (концепты) - содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей;

2) отношения. Культура не только выделяет те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляет, как эти составные части связаны между собой – в пространстве и времени, по значению. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реальног мира и сфере сверхъестественного;

3) ценности – общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек стремится. Они составляют основу нравственных принципов;

4) правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Как известно, термин «культура» происходит от латинского «возделывание» и первоначально использовался в хозяйственной сфере человеческой деятельности, отсюда и «культивация» как приведение почвы в такое состояние, когда она могла бы давать максимальный урожай.

В биологии также широко используется рассматриваемый термин в смысле разведения или выращивания какого-нибудь растения или животного.

Затем этот термин стал применяться и в духовной сфере. Другую интерпретацию дает русский философ П.А. Флоренский, который стремился вывести этимологию слова «культура» из «культа», рассматривая последний как матрицу культуры, из которой выросли все её виды. И хотя матрицу культуры, из которой выросли все ее виды. И хотя этимология не подтверждает данной гипотезы, по смыслу она близка к истине, ибо мировоззрение первобытного человека было всецело религиозным.

Понятие культуры может быть различным не только с точки зрения этимологической интерпретации, но и с точки зрения широты использования. Под культурой можно понимать совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей, т.е. в данном случае мыслится все, что создано человеком как в материальной, так и в духовной сфере. В этом смысле человек отличается от природного мира именно культурой, производством материальных и духовных ценностей. Культура есть тогда все то, что есть природа. Под культурой в этой связи может пониматься:

ü Совокупность духовных и материальных ценностей, созданных большой социальной группой – народом, нацией, какой-либо общностью;

ü Определенная сфера деятельности по производству и распространению духовных ценностей, возникшая в результате общественного разделения труда – наука, философия, искусство, образование. Людей, работающих в этой сфере называют деятелями культуры или интеллигенцией;

ü Высокий уровень развития чего-либо (культура обслуживания и т.д.).

Культуру можно также разделить на материальную (совокупность созданных искусственно материальных объектов) и нематериальную (собственно духовная культура, «памятник нерукотворный» как совокупность знаний, обычаев, идей, законы и мораль, мифы и образцы поведения и т.д.). Материальная и нематериальная культура тесно связаны между собой. Утрата нематериальной культуры невосполнима.

Культурный элемент – самая маленькая неделимая единица культуры (например, шуруп или рукопожатие). Совокупность культурных элементов образует культурный комплекс (например, стадион). Объединение нескольких культурных комплексов создает культурный институт (например, семья, школа).

В основании культуры лежат ценности и символы, набором которых отличается каждая культура. Функция ценностей – защита и сохранение целостности социальной группы (мифы, идеология, религия, принципы патриотизма, государственность и т.д.).

Существуют различные формы культуры:

ü Элитарная культура может быть представлена классической музыкой, высокоинтеллектуальной литературой;

ü Народная культура зачастую создается анонимными творцами, которые могут не иметь профессиональной подготовки. Ее также называют любительской (не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. Исполнение ее может быть индивидуальным (изложение легенды), групповым (исполнение танца и песни), массовым (карнавальные шествия). Народное творчество также называют фольклором. Его специфика – в локализованности, тесной связи с традициями данной местности. Фольклор демократичен, ибо в его создании участвуют все желающие (анекдоты, тосты).

ü Массовая культура (поп-культура) распространяется с помощью средств массовой информации. Она не выражает высоких запросов. Появилась в середине XX века, когда СМИ сделали доступными информацию и культуру для всех слоев населения. В этом – положительный фактор, отрицательный заключается в том, что в данном случае происходит выхолащивание, овнешнение действительных духовных ценностей. Тем не менее, у массовой культуры самая высокая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, оперативно реагирует на новые события. Образцы массовой культуры быстро теряют актуальность, устаревают и выходят из моды (шлягеры).

Существуют также 2 разновидности культуры: субкультура и контркультура.

Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры. В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

Другие публикации:

Эффекты сценические
Эффекты сценические (от лат. effectus- исполнение) - иллюзии полетов, проплывов, наводнений, пожаров, взрывов, создаваемые при помощи специальных приборов и приспособлений. Сценические эффекты применялись уже в античном театре. В эпоху Ри ...

Воздействие элементов анимации на игровое кино
Нет сомнения, что все фильмы, так или иначе, показывают свою идеологию, свою политику. Во всех человеческих делах, включая искусство, присутствует идеология, и".каждый фильм - это в какой-то мере всегда фильм политический, поскольку ...

Данте Алигьери
Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери (1265—1324) — «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт Нового Времени» (Ф. Энгельс). Перу Данте принадлежат оригинальная лирическая автобиография «Новая ж ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы