Культура как ценностная картина мира

Материалы » Культура как ценностная картина мира

Культура рассматривается как творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания. Она также может рассматриваться как совокупность накопленных в данном обществе знаний, умений, навыков и правил поведения, социальных норм и ценностей. Важнейшими составляющими культуры являются язык, знаковые системы, используемые людьми для общения и взаимодействия друг с другом. Усвоение культуры осуществляется с помощью обучения. Культура создается, культуре обучаются.

Понятие культуры включает в себя убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы; служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

Н. Смелзер выделяет 4 универсальных культурных элемента:

1) понятия (концепты) - содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей;

2) отношения. Культура не только выделяет те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляет, как эти составные части связаны между собой – в пространстве и времени, по значению. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реальног мира и сфере сверхъестественного;

3) ценности – общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек стремится. Они составляют основу нравственных принципов;

4) правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Как известно, термин «культура» происходит от латинского «возделывание» и первоначально использовался в хозяйственной сфере человеческой деятельности, отсюда и «культивация» как приведение почвы в такое состояние, когда она могла бы давать максимальный урожай.

В биологии также широко используется рассматриваемый термин в смысле разведения или выращивания какого-нибудь растения или животного.

Затем этот термин стал применяться и в духовной сфере. Другую интерпретацию дает русский философ П.А. Флоренский, который стремился вывести этимологию слова «культура» из «культа», рассматривая последний как матрицу культуры, из которой выросли все её виды. И хотя матрицу культуры, из которой выросли все ее виды. И хотя этимология не подтверждает данной гипотезы, по смыслу она близка к истине, ибо мировоззрение первобытного человека было всецело религиозным.

Понятие культуры может быть различным не только с точки зрения этимологической интерпретации, но и с точки зрения широты использования. Под культурой можно понимать совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей, т.е. в данном случае мыслится все, что создано человеком как в материальной, так и в духовной сфере. В этом смысле человек отличается от природного мира именно культурой, производством материальных и духовных ценностей. Культура есть тогда все то, что есть природа. Под культурой в этой связи может пониматься:

ü Совокупность духовных и материальных ценностей, созданных большой социальной группой – народом, нацией, какой-либо общностью;

ü Определенная сфера деятельности по производству и распространению духовных ценностей, возникшая в результате общественного разделения труда – наука, философия, искусство, образование. Людей, работающих в этой сфере называют деятелями культуры или интеллигенцией;

ü Высокий уровень развития чего-либо (культура обслуживания и т.д.).

Культуру можно также разделить на материальную (совокупность созданных искусственно материальных объектов) и нематериальную (собственно духовная культура, «памятник нерукотворный» как совокупность знаний, обычаев, идей, законы и мораль, мифы и образцы поведения и т.д.). Материальная и нематериальная культура тесно связаны между собой. Утрата нематериальной культуры невосполнима.

Культурный элемент – самая маленькая неделимая единица культуры (например, шуруп или рукопожатие). Совокупность культурных элементов образует культурный комплекс (например, стадион). Объединение нескольких культурных комплексов создает культурный институт (например, семья, школа).

В основании культуры лежат ценности и символы, набором которых отличается каждая культура. Функция ценностей – защита и сохранение целостности социальной группы (мифы, идеология, религия, принципы патриотизма, государственность и т.д.).

Существуют различные формы культуры:

ü Элитарная культура может быть представлена классической музыкой, высокоинтеллектуальной литературой;

ü Народная культура зачастую создается анонимными творцами, которые могут не иметь профессиональной подготовки. Ее также называют любительской (не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. Исполнение ее может быть индивидуальным (изложение легенды), групповым (исполнение танца и песни), массовым (карнавальные шествия). Народное творчество также называют фольклором. Его специфика – в локализованности, тесной связи с традициями данной местности. Фольклор демократичен, ибо в его создании участвуют все желающие (анекдоты, тосты).

ü Массовая культура (поп-культура) распространяется с помощью средств массовой информации. Она не выражает высоких запросов. Появилась в середине XX века, когда СМИ сделали доступными информацию и культуру для всех слоев населения. В этом – положительный фактор, отрицательный заключается в том, что в данном случае происходит выхолащивание, овнешнение действительных духовных ценностей. Тем не менее, у массовой культуры самая высокая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, оперативно реагирует на новые события. Образцы массовой культуры быстро теряют актуальность, устаревают и выходят из моды (шлягеры).

Существуют также 2 разновидности культуры: субкультура и контркультура.

Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры. В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

Другие публикации:

Постимпрессионизм
Этот термин впервые употребил английский критик Роджер Фрай по отношению к различным направлениям в искусстве, возникшим во Франции в период с 1880 по 1905 г. как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Именно ...

«Ингушский молодёжный танец»
Танец поставлен на элементах и движениях, бытующих в ингушской народной хореографии. Исполняется с большим и задором и темпераментом. По сравнению с чеченскими танцами, отличается большой экспрессией и резкостью. Постановка и запись (С.А. ...

Натурализм
Характерная черта натурализма – стремление видеть источник культуры в природных потребностях человеческой психики, а социальную среду рассматривать лишь как внешнее условие деятельности. Натуралистическое искусство опирается на биологизир ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы