Но многовековой путь развития России во многом отличался от европейского, и семена Просвещения, попав на русскую почву, принесли иные плоды, нежели на Западе. Во второй половине 18 столетия Франция уже была на пороге великой революции, и "третьему сословию" (все население, кроме дворянства и духовенства) предстояло предъявить исторический счет монархии и дворянству. Резкая критика просветителям отживших порядков и предрассудков, провозглашаемые ими идеалы соответствовали настроениям будущих вождей революции. Позднее на ее знаменах были начертаны лозунги свободы и равенства.
Между тем Россия времен расцвета вольтерьянства, т. е. при Екатерине II, совершенно не походила на Францию. За фасадом блестящей империи лежала огромная страна, абсолютное большинство населения, которой буквально не поднимало глаз от земли, занимаясь тяжелым крестьянским трудом. Около половины закрепощенного крестьянства находились на положении помещичьих рабов. Третьего сословия не было и в помине: на промышленных предприятиях царил крепостной труд, а наиболее предприниматели из купцов жаждали слиться с могущественным и привилегированным дворянским сословием. Крепостное право вошло в плоть и кровь России, став привычным, будничным явлением. Его охраняло самодержавие, имевшее в своем распоряжении сильный бюрократический аппарат, мощную армию и прочную социальную опору в лице "рабовладельческого дворянства". Неудивительно, что идей западноевропейских просветителей получили в России совсем иное звучание.
Просвещение было поддержано и самодержавием, и дворянством. Они стремились использовать новые культурные веяния в интересах сохранения существующих порядков. Новому веку отдавала должное сама императрица Екатерина II, страстно желавшая прослыть "просвещенной государыней". Она выставляла на показ свои воззрения, заимствованные у французских авторов, состояла в переписке с такими корифеями европейской мысли, как Вольтер, Дидро, Д’Аламбер, и очень ревниво относилась к репутации просвещенной правительницы. Идеи Просвещения не были чужды и консервативной аристократии. Ее глашатаем был видный публицист, историк и экономист князь М. М. Щербатов. Находили применение идей Просвещения и у либеральных дворян. В их числе директор Петербургской Академии наук Е. Р. Дашкова, историк И. Н. Болтин, дипломату Н. И. Панин и Д. А. Голицын, писатели А. П. Сумароков и М. М. Херасков. Они считали необходимым осовременить монархическое правление и смягчить отношения между помещиками и крестьянами.
Подлинными просветителями, мечтавшими о коренном переустройстве российского общества на разумных началах, были публицист Н. И. Новиков, писатель Д. И. Фонвизин, а также отдельные представители немногочисленной в ту пору разночинной интеллигенции. Среди последних следует назвать правоведов С. Е. Десницкого и А. Я. Поленова, философов Я. П. Козельцкого, Д. С. Аничкова и Н. Н. Поповского. И даже демократические устремления тех, кого по праву можно считать просветителями, не выходили за пределы, поставленные все той же российской действительностью.
Другие публикации:
Шедевр, потрясший мир искусства
Необычайно важным, даже решающим и в жизни и в творчестве Эдуарда Мане стал 1863 год. Именно в этом году он пишет свой прославленный шедевр "Завтрак на траве". Этот шедевр открыл новую страницу в истории мирового искусства. Появ ...
Музыкальное искусство как
культурный феномен Бразилии
Получив в качестве исходного материала набор музыкальных традиций Европы, Африки и индейцев, музыка Бразилии сформировалась как бесконечное смешение стилей, ритмов и звуков. Существует музыка региональная, характерная для каждого штата, а ...
Антокольский М.М - русский скульптор
Искусство скульптора приносит людям такие минуты, с которыми ничто не может сравниться. Профессионализм, мастерство, вкус, присущие настоящему скульптору реалисту, с которым мы общаемся через его работы, способствуют нашему общему развити ...