Один из аспектов проблемы состояния Донской культуры предполагает сегодня изучение её корней в пределах Подонья периода VI-II вв. до н.э. Культуру Подонья этого периода целесообразно рассматривать на примере культуры савроматов и ранних сарматов. Археологами и историками установлено, что ранние сарматы и савроматы являются, по существу, современниками скифов. Следовательно, и тех, и других можно рассматривать в контексте культуры эпохи раннего железного века на основе анализа сообщений греческих и римских историков, географов и писателей.
Географическое положение земель, заселенных сарматами и савроматами, в частности, факт пересечения миграционных путей кочевых племен наложил определенный отпечаток на все сферы духовной и материальной культуры народов, живших на территории Нижнего Дона. При изучении рассматриваемого вопроса важно учитывать границы расселения различных племен, их локализацию на территории Дона в различные периоды их пребывания.
Культурные традиции Дона были заложены донским казачеством, которое возникло из беглых российских крестьян и станичников. Они пришли на Дон, чтобы жить свободно и защищать эту свободу, В сущности, это была первая российская «эмиграция» – эмиграция крестьянская, бережно хранившая любовь к труду земледельца и к матушке России. За более чем 400-летнюю историю донского казачества – она, по справедливой мысли В.Г. Белинского, «побочная река, впадающая в большую реку русской жизни» – сложилась его богатая духовная культура. Она имеет большую эстетическую, историко-литературную и познавательную ценность как высокохудожественный памятник русской культуры и свидетельство важнейших событий в жизни казачества. Многообразны жанры донского фольклора, представленные поэтическими традициями: былины, эпические песни о птицах и зверях, исторические песни о Ермаке, Разине, Пугачеве, песни обрядовые, бытовые, плясовые, пословицы, поговорки и т.д.
Донская земля взрастила многие дарования в различных сферах искусства, которые стали затем гордостью отечественной культуры. Так, художники В. Часовников, М. Греков и др. талантливо передали красоту родного края, сильные и яркие характеры его жителей, трагизм народа в годы гражданской войны.
Драматические театры Ростова, Таганрога и Новочеркасска содействовали расцвету дарования В. Коммисаржевской, Ю. Завадского, В. Марецкой, Р. Плятта, Ф. Раневской и др.
Композиторы С.В. Рахманинов, М. Гнесин, Д. Покрас и др. обогатили русскую музыку новыми жанрами, темами и мелодиями, способствовали выявлению молодых дарований.
Богата история литературы Дона. На Донской земле жили и работали А.П. Чехов, К.М. Станюкович. Н.В. Кукольник и др. От донской истории неотделимы творческие биографии А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М. Горького, С.А. Есенина и др.
Памятники истории культуры, оставшиеся на донской земле, связаны с этапными событиями в развитии науки, искусства, просвещения и иных сфер культуры.
Другие публикации:
Об иранском кино
Кино в Иране появилось в прокате в 1900 году. Это были импортированные фильмы и кинохроника. Первый иранский игровой фильм "Аби и Раби" был снят в 1930 году (режиссер Аванес Оханиан).
С появлением звука фильмы на персидском язы ...
Идеологические факторы в развитии живописи
Обострение внутриполитической борьбы, усиления культа личности Сталина социалистический реализм оказали свое влияние на изобразительное искусство. Как и в других жанрах искусства, появились новые приоритеты. Официальная пропаганда требова ...
Библиотечная наука 20 века 1945-1998 гг
После победоносного окончания Великой Отечественной войны советский народ приступил к мирному созидательному труду. Одной из важнейших задач Советского государства в послевоенный период стало восстановление и дальнейшее развитие сети библ ...