Культура Нового времени

Материалы » История и теория культуры » Культура Нового времени

Страница 1

Культура XVII века – начало культуры Нового времени. Если Ренессанс определяется как эпоха, поворотная от средневековья к Новому времени, то XVII в. – это этап, обладающий только ему присущими качествами.

В процессе изучения данного вопроса обратите внимание на то, что в это время происходят грандиозные экономические, политические и социальные изменения, которые привели к новому пониманию мира и человека, новой картине мира, а соответственно, к новым эстетическим вкусам.

Этот период связан со сложными процессами формирования национальных культур. В этой тенденции прослеживаются контуры единой мировой культуры. Наиболее активную роль в этом процессе играет европейская культура. Благодаря этому активно проводятся идеи европоцентризма.

XVII век можно с полным правом назвать веком науки и научной революции. В данном процессе условно можно выделить следующие этапы: первый, связанный с деятельностью Г. Галилея, второй – с Р. Декартом и формированием теоретическо-методологических основ науки; третий – с И. Ньютоном, положившим начало новой, механико-материалистической картине мира. В это время отмечена деятельность блестящих ученых И. Кеплера, У. Гарвея, Р. Бойля, Э. Мариотта и ряда др. Благодаря открытиям названных ученых были созданы фундаментальные теории практически всех явлений окружающего мира – жидкости, газа, твердого тела, Земли, неба и всей Вселенной.

XVII век стал также началом научно-технического прогресса. Именно на это время приходятся такие важные технические изобретения, как часы с маятником, ртутный барометр, телескоп, микроскоп и др. Во многом они являлись логическим следствием успехов науки. Благодаря телескопу и другим оптическим приборам была создана современная астрономия. Микроскоп явился основой для прогресса биологии.

XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Оно стало не только веком науки, но и веком искусства – по числу художников XVII век, видимо, превосходит все остальные, включая Возрождение. Причем если в эпоху Ренессанса Италия в области искусства не знает себе равных, то в XVII веке искусство переживает подъем во всех европейских странах, а Франция теперь смотрится предпочтительнее.

Как и другие области культуры, искусство испытало воздействие дифференциации. Его обособленность становится все более рельефной и отчетливой. Даже связь с религией заметно ослабевает. Внутри искусства также идет процесс дифференциации, изменяются существующие жанры и возникают новые. В живописи полностью самостоятельными жанрами становятся пейзаж и портрет, в котором усиливается психологизм. Возникают натюрморт и изображение животных. Возрастает значение оригинальных композиционных решений цвета, живописности, колорита.

В музыке рождается опера. Создателем этого жанра является итальянский композитор К. Монтеверди (1567–1643), написавший оперу «Орфей», которая была поставлена в 1607 г. и стала настоящим шедевром оперного искусства. Музыка в ней впервые не просто дополняет стихи, но и является главным действующим лицом, выражающим смысл всего происходящего на сцене. Помимо оперы в музыке также возникают кантаты и оратории.

Быстрое разрушение традиционных культурных ценностей приводило к полярным стилям жизни: с одной стороны, это настроение «пира во время чумы», а с другой стороны – мирской аскетизм и рационализм (классицизм).

Приступая к изучению третьего вопроса, определите художественные особенности этих двух стилей.

XVII век иногда называют эпохой барокко, поскольку оно отчетливо выражало общественную направленность искусства того времени. Барочный образ активен по отношению к зрителю, он обращен к его эмоциям, поражает своими динамическими эффектами. Особенно отчетливо это проявляется в архитектуре, где прослеживается необычная пространственная динамика, энергичная пластика масс и переизбыток форм.

В отличие от барокко, классицизм связывают с культурой абсолютизма. Свой эстетический идеал классицизм видел в античной культуре, поэтому одним из основных его принципов было единство формы и содержания. Теоретики классицизма главной задачей искусства считали воспитание общества, где должен действовать сильный нравственный критерий, воодушевляющий человека и направляющий его поступки.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Зрелые годы
После 50 лет Ермолова твердо решила на год покинуть сцену. Всю свою жизнь Ермолова тайно, глубоко и страстно любила одного выдающего ученого, известного во всей Европе. Про эту любовь не знал никто, кроме самых близких людей. Мария Никола ...

Письменность
Письменность Месопотамии в пиктографической форме сложилась на рубеже 4-3 тыс. до н. э. Существует предположение, что на становление письменности оказала влияние система "учетных фишек". В ранней пиктографической письменности с ...

Понятие «музей»
Современная музееведческая мысль разработала целый ряд определений музея, что связано как с различными исследовательскими подходами специалистов, так и с разнообразием целей и задач, ради которых создаётся дефиниция. Например, в Российско ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы