Культура эпохи Средневековья

Материалы » История и теория культуры » Культура эпохи Средневековья

Страница 2

Вместе с тем христианство высветило роль духовной жизни человека, внесло в мировоззренческий хаос народов наступающего средневековья начало внутреннего, религиозного единства, духовной общности, тем самым способствовало созданию во многом всеобъемлющей европейской культуры.

Рассматривая средневековую культуру, обратите внимание на арабо-мусульманскую культуру раннего средневековья, которая сложилась в VII – Х вв. в процессе взаимодействия культур арабов и завоеванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы.

Наивысший расцвет арабской культуры наблюдается в IX–Х вв., когда она обогащает своими достижениями многие народы, в том числе и средневековой Европы. В середине X в., после распада халифата, роль арабской культуры в общем развитии падает. В последующем усилия деятелей культуры направлены на систематизацию и детализацию достижений эпохи расцвета.

Европейская средневековая культура имеет два источника: романский (римский) и германский (франки, англы, саксы). Формирование средневековой культуры и государственности происходило при активном вторжении германских племен в пределы разрушающейся Римской империи, которое расценивается исследователями как «германское вторжение». Вторгшиеся прежде всего в пределы Галлии германские племена несли свои обычаи, учреждения, нравы, духовную культуру, но, оседая на землях империи, они не могли оказаться вне влияния древней культуры, хотя большая часть которой, как показывает исторический опыт, оказалась длительное время (включая до XIV в.) невостребованной.

Интересным представляется вопрос: какое из двух начал оказало решающее воздействие на формирование основ средневековой культуры, был ли возможен их синтез, и если да, то каковы его результаты? Культурным наследием Рима было право (римское право затем было не раз затребовано в революционном обновлении Европы), наука, искусство и философия, с одной стороны и религия, с другой. Однако культурное воздействие на германские племена происходило и до их прихода, в период «римского нашествия», когда Рим вел постоянные войны с германцами, отстроил дороги и крепости на территории «варварства», способствуя их более быстрому общественному развитию.

Хотя народы, осевшие на землях Рима, сохранили латынь (варварская латынь) и многочисленные архитектурные памятники, духовное богатство Рима (его литературные, философские и научные трактаты) хранила церковь. Все же римское начало проникает в структуру средневекового общества гораздо глубже: в недрах римской империи складывались основы феодальных отношений, наряду с рабами появляются вольноотпущенники и колоны (прообраз будущих феодальных крестьян).

Германские племена сформировали на римской социальной и культурной основе свою государственность – так называемые «варварские государства» (характерное для них – Франкское королевство). В их пределах происходит разрушение общины и формирование сословной иерархии, освященной авторитетом церкви. На этой основе формируется своя (не римская) система ценностей, развиваются институты церкви, на смену науке и философии приходит богословие.

Страницы: 1 2 

Другие публикации:

Танец в XIX веке
Во второй половине XVIII века менуэт наскучил публике своими формализмом и жеманностью. Настало время вальса. Его непосредственным предшественником был немецкий лендлер, распространенный в горных областях Южной Германии и Австрии под назв ...

Керамические сосуды Древней Греции
Художественное наследие Древней Эллады - одна из двух составных частей великой античной культуры (другое - искусство Древнего Рима), определяющих сущность всего европейского эстетического творчества. Древние эллины, или греки были небольш ...

Предназначение культуры
Культура- очень сложный, многогранный механизм, охватывающий все сферы жизни людей. Функции, которые она выполняет, являются важными, в какой-то мере даже основополагающими. В первую очередь, культура удовлетворяет духовные потребности че ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы