XVIII столетие (приблизительно 1680/90-е - 1780/90-е гг.) в культуре стран Западной Европы получило название эпохи Просвещения. Как закономерный этап эволюции новоевропейского (послеантичного) художественного сознания, он позволяет проследить проявление общих субстанциональных особенностей (антропоцентризм, рационализм, гуманизм и пр.) этого сознания и вместе с тем выделить новые черты, приобретенные на данной конкретной стадии его развития.
Культуру Западной Европы XVIII столетия представляют несколько стран: Франция, Англия, Австро-германский регион, Италия, отчасти Испания, что позволяет изучать историческую эпоху в богатстве ее национальной специфики.
XIX столетие - третий, завершающий этап трехвекового процесса формирования буржуазной эпохи, названный “железным веком”. Складывавшаяся с конца XVI века система культуры, характерная для Нового и Новейшего времени, для современности, к этому моменту полностью утверждается в своих основополагающих закономерностях: противопоставлении и активном взаимовлиянии науки и искусства, абстрактно-логического и образного мышления, в многовариантности форм и тенденций внутри общеевропейского художественного контекста. Углубляется кризис эпохального стиля, вызывающий теперь явление эклектического многостилия (или бесстилия), подчиняющегося всецело свободному выбору заказчика и художника, уже обнаруживающий под декоративной оболочкой последних модификаций классицизма возникновение принципиально нового архитектурного принципа, основанного на обнажении конструкции и подчиняющегося требованиям сугубого функционализма. В живописи обостряется противостояние академизма как универсальной системы обучения, официально-государственной нормативной доктрины и соответствующего ей пласта эстетической продукции, с одной стороны, и пронизанного духом смелого эксперимента творчества наиболее значительных мастеров эпохи, неизменно несущего в себе элемент антиакадемического бунтарства и социального протеста.
Другие публикации:
Художественная
культура XVIII века
Семь столетий длилась эпоха древнерусского искусства. Некоторые элементы художественной культуры нового времени проявляются уже в XVII веке / 13/, но только начало восемнадцатого столетия знаменует собой переход к принципиально иному иску ...
Характерные особенности стиля
В стиле Барокко нужно выделить два периода: на "раннее барокко" XVI - XVII века и "позднее барокко" XVII - XVIII века.
Для стиля Барокко характерна показная роскошь.
Стиль барокко не подойдет для небольших помещений, ...
Изобразительное искусство Древнего
Египта
Изобразительное искусство представляют рельефы и росписи, которые в великом множестве украшали стены гробниц, заупокойных храмов, колонны, саркофаги и вообще все то, что могло быть ими оформлено.
Характерные особенности изобразительного ...