Периодизация классицизма

Материалы » Западноевропейская культура Нового времени XVII-XIX веков » Периодизация классицизма

Страница 1

В европейской художественной культуре формируются национальные школы - французская, итальянская, испанская, фламандская и др. Почти одновременно складывается художественный стиль классицизм, а также проявляют себя тенденции реалистического искусства. Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - творческое направление, сформировавшее художественное мировоззрение, сложившееся в эпоху становления и укрепления европейских монархий и опиравшееся на нормы и образцы античного искусства. Классицизмом именуются также периоды и тенденции в истории европейской художественной культуры, когда формы античного искусства являются эстетическим эталоном. В течение почти трех веков (начиная с ХVI в. - до 30-х годов ХIХ в.) классицизм прошел несколько этапов развития, пережив весьма значительные изменения.

Классицизм ХVII в. был тесно связан с дворянской культурой французского абсолютистского государства. В этот период, в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» французского поэта Никола Буало (1626-1711) сформировалась нормативная эстетика, требовавшая от искусства соблюдения определенных законов и правил. Художественные образы классицизма отличались логичностью и гармоничностью выражения; они были разумно организованы, логически построены и, как правило, лишены индивидуальных черт. Установление строгих правил творчества - одна из характерных черт эстетики классицизма. Художественное произведение понималось классицистами не как естественно возникший организм, а как произведение искусственное, сотворенное, созданное руками человека по плану, с определенной задачей и целью. Наиболее целостную культурно-эстетическую программу сформировал французский классицизм. Его мировоззренческой основой послужил рационализм Рене Декарта (1596-1650). В своем программном труде «Рассуждение о методе» (1637) философ подчеркнул, что структура разумного вполне совпадает со структурой реального мира, а рационализм и есть идея принципиального взаимопонимания. В дальнейшем Декарт сформулировал и основные принципы рационализма в искусстве:

- художественное творчество подчиняется строгой регламентации со стороны разума;

- художественное произведение должно иметь четкую, ясную внутреннюю структуру;

- главная задача художника - убеждать силой и логикой мысли.

Для архитектуры классицизма были типичны четкость, геометрическая правильность объемов, регулярность планировки. Классицизм обращается к формам античности, используя в качестве основы архитектурного языка - ордер. Античная классика продолжает восприниматься в Новое время как целостная система, единая в своей исконной классичности и стремящаяся выразить порядок и меру. Классицизм ХVII века выработал свои формы для различных типов архитектурных сооружений:

- дворцовые комплексы - Версаль (архитекторы Ж. Ардуэн-Мансар, А.Ленотр), Уайтхолл (архитектор И.Джонс) и др.;

- храмы - собор Св. Павла в Лондоне (архитектор К.Рен), церковь Дома Инвалидов в Париже (архитектор Ж.Ардуэн-Мансар) и др.;

- общественные здания - здание таможни в Лондоне (архитектор К. Рен), здание ратуши в Аугсбурге (архитектор Э.Холль); здание ратуши в Амстердаме (архитектор Ян ван Кампен) и др.;

- частные жилые постройки, особняки знати.

В живописи классицизма - ведущим стало логическое развертывание сюжета, ясная, уравновешенная композиция, линейно-объемное построение деталей, подчиненная роль света. Создателем классицистического направления в живописи Франции был Никола Пуссен (1594-1665). Содержанием его картин стали темы из мифологии, истории, Ветхого и Нового завета. Основой художественного языка произведений является композиционная уравновешенность, четкий рисунок, ровное рассеянное освещение картин.

В литературе и драматургии классицизма - в трагедиях Пьера Корнеля (1606-1684) «Сид» и «Гораций», Жана Расина (1639-1699) «Андромаха» и «Бе-реника», в комедиях Жана-Батиста Мольера (1622-1673) «Мизантроп» и «Школа жен» господствовало правило трех единств: времени, места и действия, что в художественной практике означало:

- время действия пьесы должно быть ограничено временем продолжи тельности спектакля;

- само действие пьесы должно происходить в одном месте;

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Великое искусство XIX века
Искусство любого времени, как губка, впитывает в себя основные проблемы, идеи и взгляды своего времени. Для русского искусства это обстоятельство наиболее значимо, поскольку оно всегда было если не политизировано, то, во всяком случае, те ...

Гарри Гудини. Искусство магии против жульничества
Он творил поистине библейские чудеса и совершал подвиги, достойные самого Геракла. "Ловкость рук и никакого мошенничества!" - таков был девиз этого человека, всю жизнь создававшего иллюзии и боровшегося с суевериями. Звали его Г ...

Библиотека - новые пути развития
В эпоху информационною общества уровень библиотечного обслуживания выходит за рамки физической библиотеки. В 2000 году в Коми республиканской юношеской библиотеке был создан интернет-сайт но адресу: www.komi.com/KRUB. Главная стpaница со ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы