Наука – это особая совокупность знаний; особый вид деятельности; отрасль общественного труда.
Важнейшие отличительные черты научного знания следующие:
Рациональность всех содержащихся в научном знании положений и выводов. В научном знании не может быть ничего недоступного человеческому пониманию, ничего магического, необъяснимого, опирающегося только на веру, эмоции, инстинкт.
Объективность, общезначимость, безличность: в научном знании должна выражаться объективная истина в максимально очищенном от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений виде.
Воспроизводимость проверяемость: любой исследователь, воссоздав условия, в которых получен какой-либо научный результат, должен быть в состоянии убедиться в его истинности или, если он не подтверждается, отвергнуть его.
Логическая строгость, точность и однозначность.
Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, наука - логически упорядоченная система.
Периодизация развития науки
1. I век до н.э. – XVI век н.э. – период преднауки. Накопление знаний, первые философские представления о природе.
2. XVI – XVII – эпоха научной революции. Формирования основ современного естествознания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества.
3.XVIII – XIX века – классическая наука. Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук. Наука становится двигателем прогресса.
4. XX век – постклассическая наука. Революционные открытия на рубеже XIX – XX веков потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со второй половины XX века – огромные масштабы внедрения открытий в практику, сокращения сроков от открытий до применений. Наука – один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура испытывает глубокие изменения под влиянием науки. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. «Знание – сила!» - утверждал Ф.Бэкон. Но для каких целей и с каким смыслом употребляется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура.Гуманистическая ценность науки неоднозначна. Если ценность науки измерять практическими последствиями, то она, с одной стороны, дала компьютер, а с другой - ядерное оружие. Высшая ценность для науки – истина, в то время как высшая ценность для культуры - человек.
Другие публикации:
Танец в эпоху Возрождения
В эпоху Возрождения большое значение приобретает бытовой танец. Без него не обходятся не только балы, вечера, но и пышные уличные празднества, достигавшие порой необычайной яркости и великолепия. В дворцовых залах итальянских вельмож устр ...
Жизнь и творческий путь художника
Эдуард Мане родился в Париже 23 января 1832 года в довольно респектабельной семье. Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата. Родители видели в сыне будущего юриста, но их планам не ...
Природа и человек на раннем этапе человеческого развития
Первое значение термина «культура» - это возделывание, обработка, уход в первую очередь земли. Поэтому культура на раннем этапе понималась как возделывание полей, обработка сада и уход за растениями и животными, т. е. земледелие и сельско ...