Культура XIV–XV вв

Материалы » Культура XIV–XV вв

Страница 5

Научные знания. Элементы научных знаний, умножавшиеся из столетия в столетие, носили прикладной характер. Так, необходимость точного учёта земель и исчисления налогов с них породила сложную систему сошного письма – одинаковую сумму денег брали с сохи, т.е. с определённого количества земли, неодинакового у разных сословий.

Геннадий, архиепископ новгородский, митрополит Зосима в Москве и их помощники в конце XV в. составляли пасхами – специальные таблицы с указанием дат Пасхи и других праздников по годам. Позднее Агафон, священник Софийского собора в Новгороде, подготовил рукопись труда «Круг миротворный», продолживший Геннадиевы таблицы. В середине XVI столетия то же сделал Ермалай – Еразм, автор «Зрячей пасхалии». Переводные сочинения «Шестокрыл», «Космография» позволяли вычислять лунные фазы, затмения Солнца и Луны.

Знания в области физики, техники требовались мастерам – литейщикам при изготовлении пушек, пищалей, в том числе и нарезных орудий, созданных в России. То же – и со строительством зданий, каменных и деревянных, подчас очень высоких, до 50-60 м; в этом деле не обойтись без точных расчётов, знания строительной статистики, техники.

Солеварение и поташное производство, лечебное и иконописное дело требовали знаний из прикладной химии, медицины, и они отражены в рукописях рецептурного характера, травниках (травы, их целебные свойства, приготовление из них лекарств).

Географические знания можно изучать по документам той поры – писцовым и межевым, по посольским и разрядным книгам; по картам («чертежам») и отпискам служилых людей, летописям и описаниям путешественников, русских и иноземцев.

Исторические знания отражены в летописях и хронографах, повестях и сказаниях; знания о языке – в различных словарях («Толк языка половецкого», словарь славянских слов и др.)

Во второй половине XVI в. указанные прикладные знания умножаются и усложняются. К примеру, строительство Покровского собора (Василия Блаженного) на Красной площади в Москве, очень сложного сооружения, не могло обойтись без теоретических сведений по механике, математике. То же – с отливкой мощных пушек, которые сопровождали русские армии в походах на Казань, в Ливонию.

Во второй половине XVI – начале XVII в.в. появились детальные руководства по солеварению, по писцовому делу (1556г.), статья «О земном верстании, как землю верстать» (исчисление площади квадратов, прямо - и треугольников, параллелограммов, трапеций).

В «хождениях» авторы описывали страны, которые посетили; таково, например, хождение посла и купца Василия Позднякова, побывавшего в Константинополе и на Афоне, в Иерусалиме и Египте (1558-1561г.г). А ещё раньше, в 1525 г., дипломат и переводчик Дмитрий Герасимов в разговоре с Павлом Новокомским говорил: в Китай и Индию можно добраться не только южными тёплыми морями, но и Северным Ледовитым океаном. Тот описал разговор в своём трактате о России, и о нём узнали в Западной Европе. Там, как будто под влиянием этих сообщений, снарядили экспедицию, участник которой Р. Ченслер попал в Россию. Иван Грозный обещал награду тому, кто найдёт «морской путь в Китай и Индию».

Литература. Историческая и поэтическая мысль. В этой области происходил заметный подъём. В летописных сводах, повестях и сказаниях разрабатываются идеи величия великокняжеской и царской власти, мировой роли России. Как сказано в «Хронографе» (обзоре всемирной истории) 1512г., после покорения турками Византии и других «царств», которые они в «запустение положиша и покориша под свою власть», «наша же Российская земля…растёт и младеет и возвышается».

«Повести о Вавилонском царстве» с их идеей преемственности власти византийских императоров от правителей Вавилова на русской почве дополняются версией о передачи шапки Мономаха, порфиры и скипетра византийским императором Львом великому князю киевскому Владимиру Мономаху: «…и доныне та шапка Мономахова в Русском государстве, в богохранимом в царствующем граде Москве».

«Сказание о князьях Владимирских» начала XVI в. выводит родословную московских правителей от Августа, кесаря римского. Так возвеличивались самодержавие и суверенность власти российских монархов. Это использовали и в последующей публицистике, и в политической практике. «Царское место» Ивана Грозного, к примеру, на одном из затворов имеет резьбу с рассказом о присылке из Византии шапки Мономаха. А сам Грозный в письме к шведскому королю без тени сомнения утверждал: «Мы от Августа кесаря родством ведёмся».

Те же или сходные идеи разрабатываются в посланиях Филофея, игумена псковского Елеазарова монастыря, Василию III, в «Повести о белом клобуке», «Повести о зачале Москвы», летописных сводах XVI в

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие публикации:

Имидж эмо
Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны.Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные п ...

Творчество Босха
Большинство картин Босха не имеет датировки; сейчас можно лишь приблизительно наметить основные вехи его творчества. Картина "Семь смертных грехов" принадлежит к числу его ранних работ. В центре композиции - фигура Христа, зде ...

Реконструкции Мавзолея
Правда следует отметить, что все реконструкции не точны или вызывают возражения – ведь все они сделаны на основании сохранившихся описаний и той малой части этого грандиозного сооружения, дошедшей до нас. Так, например, при раскопках были ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы