Греческая религия и общественные праздники

Материалы » Античный полис как особая форма культуры в истории Древней Греции » Греческая религия и общественные праздники

Страница 2

Однако если Зевс считался верховным богом всех греков, то власть бога - покровителя полиса ограничивалась только рамками общины. Если город проигрывал сражение и попадал в зависимость от другого города, то верховный культ завоевателей поглощал культ побежденных, что выражалось в слияние имен и святилищ данных божеств.

Развитие греческой цивилизации привело к изменению функций олимпийских богов. Если раньше боги олицетворяли собой силы природы, то теперь они становились покровителями различных занятий и сословий. Кроме того, олимпийцы воплощали в себе идею прогресса и цивилизации.

Однако олимпийская религия не долго сохраняла пережитки фетишизма и тотемизма, являвшиеся отголосками paннего этапа, когда богов почитали в виде отдельных предметов (фетишей) или животных (тотемов Например). Помимо растений греки отождествляли богов с представителями животного мира.

Герои. Характерной особенность греческой религии и мифологии было широкое распространение по всей Элладе культа героев, служивших промежуточным звеном между миром бессмертных богов и миром людей. Сильные и прекрасные герои, потомки «смешанных» браков олимпийцев со смертными проживали долгу жизнь, полную подвигов и приключений, а после смерти их души отправлялись на «острова Блаженных». Многочисленные истории о подвигах героев складывались в мифологические циклы (троянский, фиванский). Первоначально мифы повествовали о походах группы героев в «дальние страны» (Троянская война, поход аргонавтов за золотым руном). Позднее стали выделяться индивидуальные культы героев, совершивших ряд подвигов (Геракл, Персей, Тезей). Особенно в Греции почитали сына Зевса и смертной женщины Алкмены – Геракла, мифов о подвигах которого было столь много, что из них выделили 12 самых знаменитых.

Переход от эпохи матриархата к патриархату нашел свое отражение в мифах о подвигах героев, которые часто расправлялись с чудовищами женского рода. Героев часто почитали как царей и покровителей городов. Многие аристократы возводили свой род к местным героям.

Особенности олимпийской религии.

Греческую религию отличало своеобразие в понимании человеком божественной природы. Олимпийцы не являлись грозной и чуждой человеку силой. Прекрасные и справедливые, они принимали не только облик людей, но и их систему ценностей. Боги жили на Олимпе общиной, они любили и страдали, ссорились и изменяли друг другу, завидовали и ревновали, соперничали и воевали. Они вступали в брак не только между собой, но и со смертными.

Важной особенностью олимпийской религии было нравственное начало богов. Они вершили высший суд, карали виновных и дарили милостями тех, кто соблюдал их законы. Так государство поставило религию на службу охраны правопорядка. Боги покровительствовали государственным законам, их именем скреплялись мирные договоры.

Оракул и святилища. Большое значение в системе греческой религии имели оракулы, т. е. святилища, где верующие получали прорицание от имени бога с помощью жрецов. В Греции было множество оракулов с разной специализацией. С развитием общественной и культурной жизни Греции, спортивных игр и международной торговли многие обще греческие святилищa стали опорой для выработки идей панэллинизма и формирования норм и правил международной жизни.

Страницы: 1 2 3

Другие публикации:

Классификация музеев
Классификация музеев Каждый из музеев уникален и неповторим. И вместе с тем в составе их собраний, масштабе деятельности, юридическом положении и других характеристиках есть некоторые сходные черты, которые позволяют распределять всё мно ...

Пространственно–временная динамика культуры. понятие аккультурации
Динамика Культуры - изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер; 2) раздел теории культуры, в рамках которого изучаются п ...

Социальные и социокультурные функции современного музея, как основы взаимодействия музея и общества
Музей развивает присущую ему удивительную способность: концентрация в его стенах исторических и культурных памятников приводит к качественному изменению социокультурной среды местности, в которой он возник. Главная проблема у музеев обще ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы