Дизайн стимулирующего интерьера

Материалы » Роль психологических исследований в развитии дизайна » Дизайн стимулирующего интерьера

Страница 1

Дизайн интерьера начинается с планировки помещений, с создания определенной структуры внутреннего пространства. С точки зрения психологии, такая структуризация имеет первостепенное значение. Фактически она задает ритм жизни в доме и нередко диктует конкретные модели отношений его обитателей друг с другом и гостями. Хотя вариантов пространственной планировки бесчисленное множество, их можно свести к двум основным типам: закрытый и открытый интерьер. Интерьер закрытого типа подразумевает четкое и фиксированное деление единого целого на несколько изолированных комнат, каждая из которых выполняет определенную функцию. Например, гостиная не может быть по совместительству столовой, а спальня – рабочим кабинетом. С психологической точки зрения здесь во главу угла поставлена приватность, и даже интимность жизни владельцев помещения. Открытый интерьер, напротив, является дизайнерским воплощением концепции доступного общества, демонстрирующего своего рода жизнь напоказ, активный, динамичный и коммуникабельный стиль поведения и, возможно, приоритет общественных и деловых интересов над личными.

В наши дни такой тип структуризации жилища реализуется путем гибкой планировки помещения, организации просматриваемого из любой точки пространства, разделенного не на комнаты, а на функциональные зоны. Два столетия архитекторы добивались этого за счет анфилады смежных комнат.

Вопрос о том, на каком из типов планировки остановиться при формировании гармонизирующего интерьера, решается довольно просто. Тем, кто предпочитает уединение, избегает шумных компаний и социальных контактов, подойдет интерьер закрытого типа, а у людей, привыкших постоянно находиться в центре внимания и стремящихся к максимальному расширению круга знакомств, подобный выбор нередко ассоциируется с психологической камерой-одиночкой.

Разработка дизайна стимулирующего интерьера требует гораздо более ответственного и творческого подхода. Тактика шоковой терапии здесь, разумеется, неуместна. Компенсаторная психотерапевтическая идея стимулирующей планировки реализуется посредством умелого использования двух основных приемов: сочетания интерьера закрытого или открытого типа и наличия некоего промежуточного варианта – полуоткрытого жилого пространства. Попробуем разобраться, как это выглядит на практике.

Предположим, задача сводится к созданию стимулирующего интерьера для человека, ощущающего определенные трудности из-за своей замкнутости, некоммуникабельности и постоянной погруженности в себя. Первый прием – единое открытое пространство вместо нескольких отдельных комнат общего пользования, с одной изолированной личной комнатой, которая служит гармонизирующим элементом. Второй прием – частичное ограничение степени изолированности каждой комнаты, когда массивные стены заменяют легкими трансформирующимися перегородками, ширмами или стеклянными панелями.

Подход к планированию стимулирующего интерьера для человека с импульсивным, холерическим темпераментом будет прямо противоположным по своим целям, но во многом похожим на предыдущий вариант по практическому воплощению. Доминирующая тенденция здесь – усиление и выделение зон единого пространства с помощью мобильных перегородок, зрительно уменьшающих объем отдельного помещения, но не вызывающих ощущения полностью изолированной комнаты.

Не менее важно продумать цветовую палитру отделки, общую стилистику помещения, а также мебели и отдельных предметов обстановки. При психологическом подходе к дизайну интерьера это наиболее ответственный этап. Единого универсального рецепта здесь нет и быть не может. Общие рекомендации допустимо давать, лишь исходя из условной классификации темпераментов на холериков, сангвиников, меланхоликов, флегматиков и их психоэмоциональных характеристик. Современная психология в качестве альтернативы предлагает аналогичную, по сути, градацию на экстравертов и интровертов активного и пассивного типа. Разумеется, в чистом виде каждый из них встречается крайне редко – темперамент абсолютного большинства личностей можно отнести к смешанному типу.

Сангвиниками и холериками принято считать людей, которые не мыслят себя без бурной, кипучей жизни, постоянного пребывания в самой гуще событий. Холерик впечатлительнее сангвиника, причем его активность и динамичность нередко превращаются в импульсивность, что порождает значительные трудности в систематической, целенаправленной деятельности. Сангвиники и холерики не бывают ретроградами и консерваторами, поэтому в дизайне интерьера приветствуются самые смелые стилистические решения – от урбанизма и хай-тека до авангардной эклектики. Гармонизирующий тип интерьера, учитывающий сангвинический темперамент, предполагает максимально гибкую планировку и обширные открытые пространства. В колорите отделки оптимальны теплые и светлые тона, например мягкие оттенки оранжевого и желтого. Как правило, сангвиники и холерики отдают предпочтение компактной модульной мебели строгого, но одновременно элегантного дизайна.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

О волшебном камне "агальматолит"
Горы Бай-Тайги, окрестности древнего Тээли богаты залежами цветного агальматолита, который тувинцы называют "Чонар даш" - камень, который можно резать. Агальматолит -это непрозрачный декоративный поделочный камень, разновидност ...

Индустриальные и спортивные субкультуры
В начале 20-го века с романтизацией городского образа жизни и неспособности части молодежи жить вне города возникают индустриальные (городские) субкультуры. Часть индустриальных субкультур вышли из фанатов музыки индастриал, но наибольшее ...

Генетические связи субкультур
Родственные связи между культурами позволяют проследить движение народов, изменения языка и технологическое развитие человека. Родственные связи между субкультурами также помогают следить за изменением взглядов и развитием в 20-м веке. По ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы