Образ Девы Марии в искусстве

Материалы » Образ Девы Марии в искусстве

Страница 2

На Руси Богородица всегда воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.

Русские иконописцы написали огромное количество икон, на которых запечатлен лик Богородицы, события ее земной жизни, потому что на Руси Богородица почиталась особо. Она всегда воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом. Каждая Богородичная икона уникальна, имеет свою удивительную историю написания и обретения. У каждой иконы своя судьба. Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона «Владимирская икона Божией Матери»

«Владимирская Богоматерь» - одно из лучших произведений средневекового искусства, которое художник И.Э. Грабарь справедливо назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».

На Руси образ Богородицы прославляли не только в изобразительном искусстве, но и в литературе, и в музыке. О Богородице написаны удивительные песнопения. Великие русские композиторы П.И. Чайковский и С.В. Рахманинов воссоздавали в своих произведениях образ Матери Иисуса Христа.

В западном искусстве Богородицу называли Мадонной. МАДОННА – это сокращенное от Mia Donna, что значит «Моя Госпожа».

Под влиянием ранних византийских образцов в XII—XIII вв. на Западе стали появляться изображения Богоматери, сидящей на троне.

В Средневековом искусстве Богородица являлась олицетворением природы, богини матери, поэтому ее часто изображали среди природы.

Во время эпохи Возрождения западноевропейская иконопись изменила стиль изображения Мадонны, её стали изображать более женственной, трепетно одухотворённой. Мадонны Возрождения сочетают в себе земную красоту и величавое целомудрие. В отличие от восточной иконографии Богоматери, образ Мадонны вобрал в себя многие исторические прототипы, черты, атрибуты и поэтому оказался более динамичным, многообразным.

Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан - стремились к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала стала Мадонна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом - возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Одним из лучших произведений на эту тему стала «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи - жемчужина коллекции Эрмитажа. На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Её склонённый профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику Мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют её светлым материнским чувством. В этой замечательной картине художнику удалось передать своё представление о счастье, чисто земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.

Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская мадонна», в которой гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери. Она только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Её движение спокойно и величаво. Создаётся впечатление, что она не идёт, а парит в облаках, и в этом её движении нет ничего торопливого и преднамеренного. Она слегка привлекает к себе младенца, словно боясь расстаться с ним, и в то же время протягивает его к людям.

Дева Мария в западноевропейском искусстве стала воплощением совершенного образа женской красоты. Такой стиль изображения мадонны просуществовал в католическом мире вплоть до XIX века.

Также в отличии от восточной традиции, на западе создавались скульптурные изображения Богородицы.

Образ Мадонны также нашел воплощение в западноевропейской поэзии и музыке. Музыкальные произведения, посвященные Богородице получили название Аве Мария, что означает «Радуйся, Мария». Самыми знаменитыми стали Аве Мария Джулио Каччини и Франца Шуберта.

В наше время иконописцы, художники, поэты, композиторы продолжают воплощать в искусстве светлый образ Богородицы. Но о том, какие черты присущи Ее современным изображениям, наверно, будут говорить наши потомки.

Страницы: 1 2 

Другие публикации:

В.И.Суриков
Родился В. И. Суриков в семье потомственных сибирских казаков, предки которых некогда пришли в эти края с Ермаком Тимофеевичем. С детства художника окружали суровая природа, патриархальный быт, отважные, крепкие люди с сильными характерам ...

Упадок граффити в Нью-Йорке
По мере того, как культура граффити распространялась по США и за их границами, собственно культурный аспект Нью-Йоркского граффити практически исчез. Столь скорый упадок граффити объясняется несколькими причинами. Улицы стали более опасны ...

Историческая основа возникновение и развитие танцевальной культуры Ингушского народа
Искусство танца своими корнями уходит в эпоху первобытнообщинного строя. В танцах изображались явления природы, сцены охоты и войны, трудовые процессы, существовали также религиозные танцы. В танце естественные движения человека художеств ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы