В истории средневековой Руси трудно найти более противоречивый сюжет, чем место в ее системе Полоцкого княжества. Связанный с остальной Русью общностью начальных судеб, исповеданием православия, языком и письменностью, Полоцк в переломный момент своего развития стал на долгие века частью не Русского, а Литовского государства.
Впервые Полоцк упомянут в "Повести временных лет" и официально считается его возраст с 862 года. Но историки свидетельствуют нам о том, что первые сведения о Полоцкой земле попадают к нам аж с V столетия. На Верхнем замке археологи нашли керамику, произведенную не позже чем за V столетие. К тому же времени относиться и воспоминание исландской "Сага о Дитрике Бернском" про осаду Полоцка армиями готтов, какие были компаньонами знаменитого вождя гуннов Аттилы.
Мир, где жили тогдашние полочане, был густо населенный большими и малыми богами да божками. Вездесущий и наисильнейший из них, творец жизни, бог неба и всей вселенной имел несколько имен Сворог, Стрибог, Святовид, но чаще его называли Родам. Он оплодотворял землю и все живое, управлял ветрами и небесными явлениями. Боги представлялись в виде людей. Такая религия называется языческая.
Язычество несло в себе много светлого, такого, от чего человеку нелегко отказаться.
Обосновавшись в Киеве, через некоторое время, Владимир в 988 году принял христианство. Сын Владимира Изяслав - первый из восточнославянских князей, кого летописцы называют книжником. Именно он ввел в Полоцке письменность и обучение грамоте. Печать с его именем, которой скреплялись княжеские грамоты, считается одним из наидревнейших памятников белорусской письменности. Книжное просвещение западных земель Руси от самого начала имело христианскую направленность. Вокруг церкви и монастырей группировались тогда образованные люди. К середине ХI ст. вместе с переводными книгами появляются и оригинальные произведения, в том числе и первые летописи. Книги писали на разговорном языке, чтобы было понятно простым людям.
Религиозными и культурными просветительскими центрами были монастыри. В них существовали школы, писались и переписывались книги. Из представителей книжного просвещения старожитного периода нашей истории надо отметить: в Смоленске - Климента Смалявица, в Турове - Кирилла Туровского, в Полоцке - княжну Прадславу-Ефросинью.
Широкое развитие на белорусских землях получило прикладное искусство. Даже обычные предметы из дерева, кости, глины, металла, украшались резьбой, инкрустацией. Своеобразная в этом смысле красота керамики XI-ХIII вв. Ее красота проявлялась в строгости и сдержанности цветных звучаний, в шероховатости, оксомитности грубо сделанной фактуры.
Немного другой вид имели предметы тогдашних умельцев, предназначенные для феодальной аристократии, зажиточных горожан. Они часто украшались образами фантастических зверей и птиц, выполненными в особенной манере - "зверином стиле". Узорами тонкой резьбы по камню и кости являются шахматные фигурки, найденные в Гродно и Волковыске.
Про высокое художественное мастерство тогдашних умельцев говорят предметы христианского культа. Такие как каменные иконки с серого шифера.
Памятников прикладного искусства немного. Один из них крест Ефросиньи Полоцкой, созданный местным мастером Лазарем Богшей в 1161 году. Этот крест является не только отличным произведением декоративно-прикладного искусства, но и ценным памятником древнебелорусской письменности.
Время наивысшего подъема Полоцкого княжества пришлось на ХI столетие, когда во главе государства стоял князь Всеслав Брячиславович (царствовал с 1044 до 1101 года) прозванный народом Чародеем. Энергичности князя удивлялись современники и потомки. В своей столице - Полоцке - он построил новый могучий замок, величественный Софийский собор. Во время княжения Всеслава процветали ремесло и торговля.
Всеслав воздвигал храм в гонор святой Софии, чтобы сказать миру про равенство Полоцка с Новгородом и Киевом, где такие соборы появились немного раньше. Поныне каменных храмов полочане не ставили, потому князь пригласил в город византийских зодчих. К ним присоединились местные каменщики: нельзя же было, чтобы главный собор Полоцкой земли подымали в небо руки иноземцев.
На положенном в пороге Софии огромном камне-известняке, который через девять столетий превратится в музейный экспонат, старожитные полоцкие мастера оставили нам свои имена: Давид, Тума, Микула, Копысь, Воришка. Здесь не только молились: князь с семьей и придворными на хорах - вверху, остальные прихожане - внизу. В Софии принимали послов, провозглашали войну и подписывали мир, сохраняли княжеский клад и основанную Изяславам библиотеку, узаконивали печатью столичного города торговые договоры. Ведь недаром она имела надпись: "Печать Полоцьская и святой Софьи".
Таким образом, богатая, яркая и многогранная культура Полоцкого княжества в IX-ХII вв. стояла в ряду передовых культур своего времени, была частью восточнославянской культуры.
Другие публикации:
Культура Византии. Формирование православия
Культура Византии — уникальное явление в истории европейской культуры. Она возникла в государстве, официально существовавшем с IV до середины XV вв со столицей Константинополем
Культура Византии V-XV вв. Огромное влияние на к-ру Византии ...
Спортивные состязания в Древней Греции
Спортивный игры посвященные богам (Зевсу, Афине, Дионису).
Олимпийские игры Древней Греции – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было прове ...
Капитолийская волчица
Капитолийская волчица бронзовая этрусская статуя кон. 6 - нач. 5 вв. Древние изображения Ромула и Рема, основателей Рима, не сохранились (известны по монетам), заново сделаны в 17 в. итальянским архитектором и скульптором Л. Бернини. В на ...