«Философствующие» неформалы

Материалы » Контркультура 70-е-80-е годов » «Философствующие» неформалы

Страница 1

Интерес к философии – один из весьма распространённых в неформальной среде. Это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и своё место в окружающем молодого человека мире выводит его за рамки устоявшихся, «заформализованных» представлений и толкает к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме. Задавленный с детства весьма не совершенным по форме, грубым по методам воздействия философски-идеологическим прессом, подросток начинает проявлять интерес: а есть ли в мире что-нибудь ещё, другое?

Тяга к философии у молодёжи проявляется в самых разнообразных вариантах. Это и тяга к основам, первоисточникам марксизма-ленинизма. Это и интерес к многочисленным восточным философско-мистическим концепциям. Это и увлечение определёнными системами взглядов, распространенными на Западе. Встречались и попытки синтезировать разнообразные представления, в итоге получались достаточно путаные самодельные конструкции.

Начнём с группировок юных марксистов, молодых ленинцев, марксистов-ленинцев и т.п. Они ставили своей целью изучение трудов классиков, объединяясь на почве глубокого и подлинного интереса к их работам. Они говорили об этом так: «Мы собираемся тайно, по вечерам, в квартире у одного из членов нашей организации. Читаем друг другу рефераты по работам Маркса и Ленина, спорим о будущем… Мы считаем себя настоящими революционерами». Они стремились противопоставить «заштампованные» лозунги первозданной глубине идей основоположников философии марксизма-ленинизма.

Юные сталинисты изучали труды «вождя всех народов», жгли «антисталинскую» литературу, книги А. Рыбакова, В. Гроссмана, В. Дудинцева, других писателе, публицистов. Откровенно высказывались: «Сейчас мне очень неприятно читать и слушать, как все валят на этого человека, который сделал для страны ничуть не меньше, чем Ленин. Именно во времена правления Сталина шло быстрое экономическое развитие Союза, и он был признан многими капиталистическими державами. Пусть всё происходило благодаря железной дисциплине, страху за ответственность, но разве не этого нам сейчас так не хватает?»

Хиппи относятся большинством исследователей

к философско-мистическому направлению, достаточно многочисленному и имеющему длинную историю. Внешне их узнают по неряшливой, подчас даже неопрятной одежде, длинным непричесанным волосам и атрибутике: обязательные голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с иностранными надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки, крестики. Символом хиппи на долгие годы стал ансамбль «Битлз» и особенно его песня «Земляничные поляны навсегда».

Философско-социальные взгляды хиппи заключаются в том, что человек должен быть свободен прежде всего внутренне, даже в ситуациях внешнего ограничения и закабалении. Раскрепоститься в душе – вот квинтэссенция их взглядов. Они считают, что человек должен стремиться к миру и свободной любви, которая понимается именно философски и никак не сводится к сексу (в чём их нередко обвиняют): они считают, что «надо любить родителей, жену, ближнего…». Хиппи считают себя романтиками, живущими естественной жизнью и презирающими условности «добропорядочной жизни мещан». Стремясь к полной свободе, они склонны к своеобразному бегству от жизни, уклонению от многих социальных связей и обязанностей (например, от службы в армии). Медитация, мистицизм, наркотики используются ими как средство, позволяющие добиться «открытия самого себя».

Новое поколение тех, кто разделял философские поиски хиппи, часто именовали себя «системой» («системные ребята», «пиплз», «пиплы»). «Система» - это не имеющая чёткой структуры разношерстная неформальная полуорганизация, в которую входили люди, разделявшие цели «обновления человеческих отношений» в стране и на планете в целом через распространение в качестве примера отношений бескорыстия, существующих в «системе». Их средства «переделки общества» - добро, терпимость, труд, отрицание скопидомства, накопительства, вещизма, мещанства. По мнению лидеров «системы», отношения в «системе» - своеобразные предвестники, модель новой культуры, имеющей интернациональный характер.

В бытовом плане «система» очень часто сводилась к записной книжке с многочисленными адресами и телефонами в разных городах Советского Союза. Это действительно система «флэтов» и «вписок» - позвони, скажи от кого или даже не говори: приютят и накормят. Не обязательно даже знать фамилию, можно просто кличку – Рок-н-ролл, Сазан, Гюльчатай… Часто путешествуют автостопом. Часто живут «на аске» (вопросе) – могут подойти к любому прохожему и сказать что-нибудь типа: «Товарищ, я сегодня не ел. Не могли бы вы дать 30 копеек, пожалуйста?» Это основано на вполне искренней убеждённости в том, что «люди добрые». Отсюда и основное времяпрепровождение – «тусовки на флэте» с разговорами о добре. Внешне стараются иметь «христианский облик», походить на Христа. Многие выступают против наркотиков и насилия, отстаивают свободу любви, поддерживают борьбу за мир.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Рафаэль
Рафаэль Санти (1483—1520) — не только талантливый, но и разносторонний художник: архитектор и монументалист, мастер портрета и мастер декора. Рафаэль — гений иного склада. Он не был новатором. Его искусство — синтез достижений предшествую ...

Реформация и духовная жизнь Европы XVI в
Расцвет искусства в Германии в начале XVI в. был связан с Реформацией. Главой передовых художников здесь был Альбрехт Дюрер (1471–1528) – портретист, а также мастер гравюр. Дюрер создал серию иллюстраций к последней книге Библии – Апокали ...

Академизм. Ампир. Немецкий классицизм
В первое десятилетие XIX века позиции классицизма остаются сильными. Одним из ведущих мастеров этого направления был Жан Огюст Доменик Энгр (1780-1867), которому удалось превратить давидовский классицизм в академическое искусство. Энгр не ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы