Реализм

Культура Нового времени » Реализм

В начале столетия складывается реализм – вторая ведущая художественная система в искусстве XIX в., которая развивается параллельно с романтизмом и в тесном взаимодействии с ним. Писатель-романтик стремился расширить границы литературы, внося в нее свое личное отношение к реальности. Писатель-реалист стремился изобразить реальность как она есть, дать слово самой действительности. Реалистическое произведение складывается как полифония голосов. Реалисты стремились вскрыть причины социальной несправедливости, отсюда критический характер реалистического искусства и его близость к науке, занятой поиском причин природных явлений. Цель писателя – сама жизнь, действительность, поэтому его слово – прозаическое, наиболее полно реализованное в жанре романа.

XIX в. – время расцвета французского романа, ведущим представителем которого является Оноре де Бальзак (1799-1850), который в своем творчестве показал весь трагизм прозаической жизни буржуазного общества (романы «Гобсек», «Евгения Гранде»). Около 1840 г. Бальзак находит название для серии своих антибуржуазных романов – «Человеческая комедия». Искусство, по Бальзаку, - отражение действительности.

Огромный вклад в развитие эстетических принципов классического реализма внес Анри Бейль (Стендаль (1783-1842), который в своих философско-эстетических трудах («Расин и Шекспир», «Прогулки по Риму», «О любви» и др.) защищал принципы реализма. Его концепция человека близка к просветительской: человек – это часть природы, ему присуще стремление к счастью. Проблему Стендаль видел в том, чтобы сделать формы общественной жизни соответствующими природе человека и способствующими его нормальному, здоровому развитию. Человек у Стендаля выступает как концентрированное выражение эпохи и вместе с тем как активный участник событий (романы «Красное и черное», «Пармская обитель», «Итальянские хроники» и др.).

Поворот в развитии реалистической эстетической мысли Франции после 1848 г. проявился у Гюстава Флобера (1821-1880), автора романов «Госпожа Бовари», «Саламбо», «Воспитание чувств» и др. Он не верит ни во что; зачастую мир представляется ему сплошным абсурдом. Поскольку мир изменить невозможно, единственное, что остается художнику – это с научной добросовестностью описать его. Флобер хочет уподобить словесное творчество геометрии.

XIX век подарил миру также такие великие имена как Генрих Гейне (1797-1856), Виктор Мари Гюго (1802-1885), Ги де Мопассан (1850-1893), Чарльз Диккенс (1812-1870), Уильям Теккерей (1811-1863), творчество которых многогранно, вбирает в себя черты романтического и реалистического видений мира.

Другие публикации:

Ретроспектива развития художественной самодеятельности
В первые годы становления советской власти, были уничтожены, какие бы то ни было, культурные учреждения, особенно неформальные. Но необходимость формирования "нового человека" - строителя коммунизма, поставила перед необходимост ...

Развитие науки
Атмосфера первых пореформенных десятилетий способствовали успехам науки. Однако зачастую ученые испытывали недостаток материальных средств, равнодушие к своей работе официальных лиц. Вместе с тем нельзя не отметить, что власти стремились ...

Ранний гуманизм в Италии
Мировоззренческой основой Возрождения стал гуманизм. Идейное содержание ренессансной культуры выразилось в научных, литературных, философских, педагогических и иных воззрениях, которые поставили в центр мира человека. Родиной гуманизма (к ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы