Реализм

Культура Нового времени » Реализм

В начале столетия складывается реализм – вторая ведущая художественная система в искусстве XIX в., которая развивается параллельно с романтизмом и в тесном взаимодействии с ним. Писатель-романтик стремился расширить границы литературы, внося в нее свое личное отношение к реальности. Писатель-реалист стремился изобразить реальность как она есть, дать слово самой действительности. Реалистическое произведение складывается как полифония голосов. Реалисты стремились вскрыть причины социальной несправедливости, отсюда критический характер реалистического искусства и его близость к науке, занятой поиском причин природных явлений. Цель писателя – сама жизнь, действительность, поэтому его слово – прозаическое, наиболее полно реализованное в жанре романа.

XIX в. – время расцвета французского романа, ведущим представителем которого является Оноре де Бальзак (1799-1850), который в своем творчестве показал весь трагизм прозаической жизни буржуазного общества (романы «Гобсек», «Евгения Гранде»). Около 1840 г. Бальзак находит название для серии своих антибуржуазных романов – «Человеческая комедия». Искусство, по Бальзаку, - отражение действительности.

Огромный вклад в развитие эстетических принципов классического реализма внес Анри Бейль (Стендаль (1783-1842), который в своих философско-эстетических трудах («Расин и Шекспир», «Прогулки по Риму», «О любви» и др.) защищал принципы реализма. Его концепция человека близка к просветительской: человек – это часть природы, ему присуще стремление к счастью. Проблему Стендаль видел в том, чтобы сделать формы общественной жизни соответствующими природе человека и способствующими его нормальному, здоровому развитию. Человек у Стендаля выступает как концентрированное выражение эпохи и вместе с тем как активный участник событий (романы «Красное и черное», «Пармская обитель», «Итальянские хроники» и др.).

Поворот в развитии реалистической эстетической мысли Франции после 1848 г. проявился у Гюстава Флобера (1821-1880), автора романов «Госпожа Бовари», «Саламбо», «Воспитание чувств» и др. Он не верит ни во что; зачастую мир представляется ему сплошным абсурдом. Поскольку мир изменить невозможно, единственное, что остается художнику – это с научной добросовестностью описать его. Флобер хочет уподобить словесное творчество геометрии.

XIX век подарил миру также такие великие имена как Генрих Гейне (1797-1856), Виктор Мари Гюго (1802-1885), Ги де Мопассан (1850-1893), Чарльз Диккенс (1812-1870), Уильям Теккерей (1811-1863), творчество которых многогранно, вбирает в себя черты романтического и реалистического видений мира.

Другие публикации:

Скульптура Древней Греции
Архаический период. Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ. Это так называемые курсы (“юноши”), именуемые также архаическими Аполлонами. До нашего времени дошло несколько десят ...

Стиль "пост-Голливуд"
Возник как реакция на последствия "экономического чуда" в Европе после Второй Мировой войны. Философская база – идеи Ф. Ницше ("о смерти Бога") и О.Шпенглера (о закате Европы). Герой фильмов - лишний человек в обществе ...

История Мавзолея
Мавзолей сохранялся на протяжении многих столетий, но в средние века его стали постепенно разрушать. Крестоносцы ордена св.Иоанна при постройке своей крепости близ мавзолея брали оттуда материал для строительства. И хотя еще в 1512 году п ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы