Романтизм в литературе

Культура Нового времени » Романтизм в литературе

Центральное место в литературе стало занимать не произведение, подчиненное заданному канону, а его создатель; центральной категорией поэтики стал автор, а не стиль или жанр. Традиционная система жанров разрушается, формируются индивидуальные стили, противостоящие нормам. Романтизм характеризуется экспрессивностью и метафоризмом стиля, лиризмом жанров, субъективностью оценок, культом воображения, которое мыслится главным инструментом постижения реальности. Романтическое движение в литературе представлено именами: Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822), Джордж Гордон Байрон (1788-1824), Перси Биши Шелли (1792-1822), Джон Китс (1795-1821), Уильям Вордсворт (1770-1850) и др.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822) – один из самых загадочных и противоречивых художников слова немецкого романтизма. Его произведения наполнены трагизмом и безысходностью в разрешении ведущего романтического конфликта – между мечтой и реальностью, поэзией и правдой («Крошка Цахес», «Золотой горшок» и др.). Главная тема его творчества – взаимоотношение искусства и жизни, основные образы – художник и обыватель. Фатальное двоемирие самой жизни осуждает человека на бесконечные колебания между реальностью и иллюзиями. И только искусство является единственной целью и смыслом человеческого бытия. Но искусство для Гофмана – трагедия, а художник – мученик и изгой на земле. Основной вид романтической литературы Гофман видел в сказке. Сочетание реального с фантастическим – главный принцип его поэтики. Романтики преодолевали пропасть между идеалом и действительностью с помощью романтической иронии – скрытой насмешки. Такой скрытой формой насмешки над действительностью становятся фантастика и гротеск как совмещение несовместимого. Так, в известном произведении Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» жизнеописание гениального композитора Иоганнеса Крейслера представлено как макулатурные листы в кошачьей биографии.

В творчестве другого известного романтика Новалиса (наст. имя Фридрих фон Гарденберг) (1772-1801) реальный мир растворен в поэзии, в мечте сказка превращается в сплошную аллегорию, в сновидение, в котором исчезает все земное («Гимны к ночи», роман «Генрих фон Офтердинген» и др.).

Другие публикации:

Капитолийская волчица
Капитолийская волчица бронзовая этрусская статуя кон. 6 - нач. 5 вв. Древние изображения Ромула и Рема, основателей Рима, не сохранились (известны по монетам), заново сделаны в 17 в. итальянским архитектором и скульптором Л. Бернини. В на ...

Стиль "пост-Голливуд"
Возник как реакция на последствия "экономического чуда" в Европе после Второй Мировой войны. Философская база – идеи Ф. Ницше ("о смерти Бога") и О.Шпенглера (о закате Европы). Герой фильмов - лишний человек в обществе ...

Самые известные кинофестивали США
В Соединенных Штатах более 300 кинофестивалей предоставляют кинозрителям возможность увидеть коротко- и полнометражные картины. Но, конечно, имеются среди этих трехсот и такие кинофестивали, которые завоевали особую мировую популярность и ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы