Культурология как наука. Основные школы и концепции культурологи

Материалы » Понятие и сущность культуры » Культурология как наука. Основные школы и концепции культурологи

Термин «культурология» состоит из двух слов: лат.cultura и греч. logos – «наука, знание». Культурология – наука о культуре.

Термин культурология впервые применил в 1939 году американский антрополог и культуролог Лесли Уайт (1900–1975). Культурология – комплексная научная дисциплина. Это интегративный предмет социально-гуманитарного профиля, который использует результаты и достижения современного гуманитарного знания (истории, филологии, религиоведения, искусствоведения, антропологии и др.); а также социальных наук (социология, политология, экономическая теория).

Предмет культурологии – изучение сущности культуры, ее строения, типов и видов, процессов создания и освоения культурных ценностей, этапов, закономерностей и тенденций развития культур.

В методологию культурологического знания включены:

– Методы гуманитарного культуроведения.

Сюда входят методы гуманитарных наук: литературоведения, языкознания, истории и теории культуры, искусствоведения, религиоведения, истории и др. Эти методы используются при изучении индивидуального характера конкретной культуры, сравнении культур, описании исходного культурологического материала.

– Методы социального культуроведения.

Сюда входят методы экономики, политологии, этнологии, социологии и др. Задача – отыскание общих законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных культурных явлений.

Основные школы и концепции культурологии

Эволюционизм (втор. пол. XIX в.). Интерпретация эволюционного развития культуры как прохождение ею определенных этапов. Эдуард Бернетт Тайлор (1832–1917), основные работы «Исследования в области древней истории человечества» (1865), «Первобытная культура» (1871). Изучая древние культуры Америки, ученый пришел к выводу, что анимизм (вера в духовные существа) является первой религиозной формой, из которой в дальнейшем развивается:

– фетишизм – почитание материальных предметов, в которых предполагается присутствие особого духа или таинственной силы;

– тотемизм – почитание животного или растения как тотема-покровителя племени, рода, семьи или отдельного человека; поклонение духу, который живет в тотеме;

– культ предков – почитание душ умерших предков;

– политеизм – многобожие, поклонение многочисленным богам;

– монотеизм – единобожие, вера в единого Бога.

Шотландский ученый Джеймес Фрезер (1854–1941) в своих работах «Золотая ветвь» (1890), «Фольклор в Ветхом завете» (1918) предпринял сравнительно-историческое изучение древней культуры. Ученый утверждал, что человечество в своем умственном развитии проходит три стадии:

1. магия – совокупность приемов, обрядов, психотехник, призванных оказывать влияние на людей, предметы или события посредством неправильно понятых природных закономерностей, таинственных сил (духов), а также воли и воображения мага;

2. религия (в понимании Фрезера) этап, когда сверхъестественные способности человек приписывает не себе, а богам;

3. наука – человек поклоняется законам науки, возводит ее в культ.

Диффузионизм (посл. треть XIX-пер. пол. XX в.). Понятие культурной диффузии: пространственного перемещения культуры из какого-либо центра. Так, норвежский ученый Тур Хейердал (1914–2002) своими путешествиями через Тихий и Атлантический океаны доказывал правомерность теории «культуры солнечных камней», которая называет Египет источником-пуском всех значительных культур древности.

Диффузионисты разработали теорию культурных кругов: культуры не развиваются, но взаимодействуют с другими культурными сферами в географическом пространстве; а также теорию миграции культур, их взаимообогащение через перемещение культурных явлений. Лео Фрабениус (1873–1928) предложил концепцию морфологии культуры: культуры проходят те же стадии развития, что и все живое. Диффузионисты разрабатывали представление о мужских и женских культурах, душе культуры.

Функционализм. Представители: Бронислав Малиновский (1884–1942), Альфред Радклифф-Браун (1881–1955). Исследование функций элементов культуры. Б. Малиновский построил свою концепцию на основе теории потребностей, понимая культуру как совокупность институтов, аппарат, при помощи которого человек решает конкретные задачи. Если уничтожить какой-нибудь элемент культуры (обычай, верование, идея и проч.), вся этнокультурная система и народ, живущий в ней, может деградировать и даже погибнуть. Например, обычай «охоты за головами» юношами во время инициации на островах Тихого океана.

Биосферная концепция культуры. Представители: Владимир Иванович Вернадский (1863–1945), Александр Леонидович Чижевский (1897–1964), Лев Николаевич Гумилев (1908–1992). Соединение естественнонаучного и гуманитарного видения мира, рассмотрение судьбы человечества в неразрывной связи с природой и космосом. Главный вклад В.И. Вернадского в культурологию – учение о «ноосфере». «Ноосфера» – сфера человеческого разума. Вернадский считал, что с появлением человека на земле начал действовать новый вид энергии, связанный с психической деятельностью и разумом, именно этот вид энергии и приводит к формированию нового облика планеты. А.Л. Чижевский считал, что все важнейшие события человеческой истории синхронизированы с какими-либо колебаниями или изменениями окружающей среды; он исследовал ход истории человечества в его корреляции с колебаниями солнечной активности.

Культурно-исторические типы Николая Яковлевича Данилевского (1822–1885). В своей работе «Россия и Европа» (1869) он выдвинул идею существования «культурно-исторических типов», которые в ходе истории, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей природной средой. Они проходят те же стадии, что и биологические особи: зарождение, расцвет, гибель, сохраняя свою индивидуальность и проявляя себя в разной степени зрелости в четырех сферах: религиозной, собственно культурной, политической и общественно-экономической. Данилевский выделяет 10 типов, исчерпавших возможности своего развития: 1) египетский; 2) китайский; 3) древнесемитский (вавилонский); 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) новосемитский (аравийский); 10) германо-романский. Новый тип – славянский.

Линия «философии жизни» Освальда Шпенглера (1880–1936). В 1918 вышла его книга «Закат Европы». Эта книга принесла ему славу пророка гибели западноевропейской культуры. Шпенглер рассматривает отдельные культуры как изолированные друг от друга организмы, которые обладают своей собственной уникальной душой. Поэтому представитель одной культуры, никогда не поймет другую культуру полностью. Каждая культура имеет свое рождение, свой кульминационный пик и свою смерть. Этап, когда культура застывает, прекращает свое развитие и рост, теряет духовные потенции, материализуется, Шпенглер определил термином «цивилизация». Шпенглер считал, что западная культура вошла в стадию цивилизации, т.е. приближается к финалу своего существования.

Цивилизационная концепция «Вызов-и-Ответ» Арнольда Тойнби (1889–1975).

Тойнби считал, что цивилизации возникают при двух условиях: наличии окружающей среды и присутствие в данном обществе творческого меньшинства (элиты). Происходит взаимодействие окружающей среды и общества (Вызов-и-Ответ). Общество через творческое меньшинство решает задачу ответа на Вызов среды, приходит в состояние движения, что способствует превращению его в цивилизацию. Рост цивилизации развертывается как непрерывный процесс «Ухода-и-Возвращения» творческого меньшинства, имеющего особый харизматический дар и реализующий его в жреческой, монашеской, светской, аристократической формах. Цивилизация развивается и растет при условии, когда большинство солидарно с меньшинством, подражает ему. В противном случае – цивилизация разлагается, деградирует. Надлом цивилизации происходит и в случае, если общество не может справиться с Вызовом в силу недостатка энергии у творческого меньшинства. Из 26 выделенных Тойнби цивилизаций 16 прекратили свое существование (египетская, месопотамская, греческая и др.), 7–8 находятся в состоянии кризиса или под угрозой ассимиляции западной цивилизацией (китайская, индийская).

Другие публикации:

Культура Древней Греции
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Однако особую роль исследователи отводят античной (греческой) культуре, чьи литература, искусство и философия стали отправной точкой в развитии всей последующей (европейской) культуры, ока ...

Феномен средневекового карнавала
Карнавал – это праздник, родившийся в христианской традиции, хотя во внешних проявлениях он напоминал Дионисии и Аполлонии. В народных представлениях был силен языческий элемент. Низкий уровень культуры этому способствовал. Восприятие Бог ...

История создания коллекции картин Эрмитажа импрессионистов и постимпрессионистов
В краткой справке трудно охарактеризовать исключительное богатство и многообразие хранящейся в Эрмитаже коллекции произведений французского искусства. Она охватывает огромный, почти пятисотлетний период, от ранних памятников французского ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы