История создания коллекции картин Эрмитажа импрессионистов и постимпрессионистов

Материалы » Коллекция картин импрессионистов и постимпрессионистов в Эрмитаже » История создания коллекции картин Эрмитажа импрессионистов и постимпрессионистов

Страница 1

В краткой справке трудно охарактеризовать исключительное богатство и многообразие хранящейся в Эрмитаже коллекции произведений французского искусства. Она охватывает огромный, почти пятисотлетний период, от ранних памятников французского Возрождения до картин художников XX в. Превосходные творения выдающихся живописцев и скульпторов ярко характеризуют различные стили и художественные направления, все основные этапы развития изобразительного искусства Франции. Гобелены, ткани, кружева, художественная мебель, фаянс и фарфор, изделия из серебра, золота и бронзы – весь этот необычайно богатый комплекс памятников прикладного искусства дает широкое представление о культуре страны, помогает верно уяснить взаимодействие различных видов искусства. Выставка «Искусство Франции XV – начала XX в.», занимающая 39 залов, является самой большой в мире за пределами самой Франции. При последовательном осмотре нужно иметь в виду, что первая половина экспозиции, посвященная искусству XV – XVIII вв., размещена в залах II этажа, а произведения XIX – начала XX в. находятся в помещениях III этажа.

Произведения художников импрессионистов занимают весьма значительное место на выставке (залы №№ 107, 108). Выдающиеся живописцы этого направления – Моне, Писсарро, Сислей, Ренуар – представлены многими первоклассными картинами. Протестуя против рутины и фальши салонно-академического искусства, импрессионисты обратились к непосредственному изображению окружающего мира. Работая только с натуры, чаще всего на открытом воздухе, в своих сельских и городских пейзажах, сценах повседневной жизни и портретах они стремились запечатлеть непрестанную тягучесть и изменчивость природы, превосходно передавали воздушную среду, солнечный свет и тончайшие изменения цветовых отношений. Колористическая свежесть картин импрессионистов, написанных насыщенными и чистыми тонами, цветные прозрачные тени и множество выработанных вновь живописных приемов, точно и верно передающих оптическое восприятие, явилось ценным вкладом, обогатившим и расширившим возможности живописи. Однако исключительная сосредоточенность только на цветовом восприятии мира, отказ от раскрытия смысловой стороны и идейной значимости различных жизненных явлений скоро привели импрессионистов ко внутреннему объединению создаваемых ими образов. Не случайно методы импрессионизма оказались недостаточными для глубокого психологического раскрытия индивидуальности человека, показа событий величайшего общественного значения. В искусстве импрессионистов почти вовсе нет сюжетной живописи, ставящей значительные социальные, этические или моральные темы, - и это несмотря на исключительную остроту общественных конфликтов их времени.

В художественных взглядах мастеров следующего поколения субъективистские тенденции получили дальнейшее развитие и привели к формалистическим исканиям художников XX в. Следует отметить, что эрмитажное собрание работ Сезанна, Гогена, Марке, Боннара, Матисса, Пикассо и других мастеров конца XIX – первой половины XX в. настолько обширно, что по справедливости может быть отнесено к лучшим мировым коллекциям, даже с учетом имеющихся в самой Франции.

Особенные заслуги в собирании произведении мирового искусства имеют московские купцы и предприниматели Сергей, Петр и Дмитрий Щукины, Иван и Михаил Морозовы, которые составили собственные коллекции импрессионистов и их продолжателей. С.И.Щукин на основе своей коллекции в 1909 г. открыл общедоступную, бесплатную для посетителей художественную галерею в Б.Знаменском переулке вблизи Арбата, в бывшем дворце кн.Трубецких, который был куплен его отцом у разорившихся аристократов.

Сергей Иванович Щукин (1854— 1936) получил высшее образование в коммерческой академии в Германии и в 1890 г. возглавил семейное предприятие — Торговый дом «Иван Щукин с сыновьями». Этого талантливого и энергичного предпринимателя партнёры прозвали «дикобразом» за упрямство в торговых сделках. После женитьбы Щукин поселился в Большом Знаменском переулке, в особняке, известном в Москве как бывший дворец князей Трубецких. В доме Щукиных желанными гостями всегда были художники, музыканты, актёры. Собрание С.И.Щукина создавалось в 1898-1918 г.г. и прошло через ряд этапов, когда приобретались последовательно коллекции работ импрессионистов, постимпрессионистов, фовистов, группы Наби, кубистов. Однако ряд полотен был куплен, как только они появлялись у парижских маршанов, торговцев живописными полотнами (как правило, больших знатоков искусства).

Страницы: 1 2 3

Другие публикации:

Свадебная фотография
Истоки жанра свадебной фотографии мы видим в классической живописи. Известно, что во все времена молодоженам хотелось запечатлеть себя, чтобы потом их потомки смогли увидеть их молодыми, красивыми и счастливыми. Но только очень состоятел ...

Сравнительные характеристики танцевальной культуры Чеченского и Ингушского народов
Чеченцы и Ингуши это родственные нахские народы, имеющие свои пути развития. Несколько десятков лет Советская власть территориально объединяла разные или близкие, по культуре и истории народа. В 1934г. была образованна ЧИАССР, и в 1937г. ...

Европейская культура и наука в XVII веке
К XVII в. происходит становление национальных государств и национальных культур, формируются европейские нации. Быстро растут города, в которые перемещается аристократия, составившая элитную придворную среду. Таким центром аристократическ ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы