Библиотечная наука 20 века 1917-1945 гг

Материалы » История библиотечной науки » Библиотечная наука 20 века 1917-1945 гг

Страница 2

Одной из основных трудностей библиотечного строительства в первые годы Советской власти был острый недостаток кадров, способных по - новому поставить работу библиотек, связать её с задачами построения социалистического общества, привлечь к участию в библиотечное дело массы трудящихся. Необходимо было так же провести работу по перевоспитанию и переподготовки старых специалистов. Задача подготовки библиотечных работников в 1918- 1920 годах решалась в основном путём организации краткосрочных внешкольных курсов, где проходили переподготовку и библиотекари, уже имеющие опыт. Организация этих курсов страдала существенными недостатками. На них изучались главным образом вопросы библиотечной техники и мало уделялось внимания организации обслуживания читателей и справочно-библиографической работе. Специальные дисциплины, которые читались на курсах, не были освобождены от груза схоластики, объективистских положений и идеалистических ошибок. Общественные и общеобразовательные науки на курсах не преподавались. В конце 1918 года основано первое советское библиотечное учреждение (учебное заведение) - библиотечная семинария. Организатором этой библиотечной семинарии, просуществовавшей до 1920 года, выступила Крупская. В декабре 1918 года в Петербурге было открыто первое в стране высшее учебное заведение для подготовки культурно- просветительных и библиотечных работников - Институт внешкольного образования (ныне Ленинградский государственный институт культуры им. Н.К. Крупской). В его составе имелась книжно-библиотечная группа (с 1919 г. - книжно-библиотечный факультет), которая готовила заведующих библиотеками, организаторов и инструкторов библиотечного дела. Но приём на библиотечные отделения был не велик, и острая потребность в квалифицированных библиотечных кадрах оставалась проблемой, которую предстало ещё решить.

Перелом в организации библиотечного дела в СССР начался после того, как было принято постановление ЦК ВКП (б) “Об улучшении библиотечной работы” (30 октября 1929 года). В этом постановлении партия, признав “состояние библиотечного дела неудовлетворительным”, наметила меры к тому, чтобы” решительно перестроить библиотечную работу в соответствии в возрастающим положительным значением” и “превратить библиотеки в культурные центры, активно содействующие мобилизации масс на выполнение 5-го плана социалистического строительства”. Партийным организациям, профсоюзам, наркомпросам союзных республик рекомендовалось расширять сеть библиотек и улучшать их материальное положение, привлекая к библиотечному строительству трудящихся. При перестройке сети главное внимание обращалось на открытие библиотек в рабочих центрах, на ударных новостройках. Признавалось необходимым в ближайшее время расширить сеть детских отделений при библиотеках.

Постановлением было положено начало ряду государственных мероприятий по подъёму библиотечного дела в стране. Одним из этих мероприятий по явилась организация по методу похода за культуру, за ликвидацию неграмотности и малограмотности, - библиотечного похода, похода за книгу, за библиотеку. Библиотечный поход рассматривался как важное государственное мероприятие. Он должен был способствовать привлечению в библиотеки новых читательских контингентов, организации самой широкой пропаганды литературы среди рабочих, крестьян, молодёжи, женщин. Библиотечный поход начал активно развёртываться в стране к 1929 г., достигнув наивысшего размаха к середине 1930 г. Во время похода улучшилась организация обслуживания читателей; большое применение получили такие формы, как передвижные библиотеки и книгошество, массовая пропаганда литературы, в том числе и различные виды наглядной пропаганды, использовались как действенное средство привлечения специалистов библиотечного актива. Однако уже к сер. 1930 г. стало ясно, что библиотечный поход развёртывается очень медленно, при недостаточной активности общественности и библиотечных работников и не приносит желаемых результатов. Основными причинами этого следует назвать следующее: малое участие в библиотечной работе профсоюзных, комсомольских и др. общественных организаций; крайне неудовлетворительная материальная база многих библиотек; плохая организация комплектования библиотечных фондов; обособленность и разобщённость библиотек. Основное внимание было уделено улучшению состава книжных фондов библиотек и организации пополнения их новейшей литературой: неоднократно проводились просмотры и чистки книжных фондов массовых библиотек от устаревшей, идеологически вредной литературы, налаживалось централизованное комплектование городских и сельских массовых библиотек. Так же были приняты меры к увеличению сети массовых библиотек на селе и улучшению их работы по пропаганде книги, увеличение профсоюзных библиотек.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие публикации:

Великий Чарли Чаплин
Чарли Чаплин, Чарли . У любого человека это имя ассоциируется с кинематографом. Чарли стал олицетворением самого кино, его символом, его легендой . Но он - живая легенда. Его фильмы, снятые почти в начале века, мы смотрим до сих пор. Перв ...

Римская риторика
В Древний Рим риторика проникает в I веке до н. э Оригинальностью римская риторика никогда не отличалась. Цицерону принадлежит немалое число трактатов об ораторском искусстве (напр. «Брут», «Оратор»). Наиболее полное выражение римская рит ...

Галерея Уффици
Галерея Уффици (итал. Galleria degli Uffizi, буквально — «галерея канцелярий») — дворец во Флоренции, построенный в 1560—1581 гг. и сейчас являющийся одним из самых крупных и значимых музеев европейского изобразительного искусства. Истор ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы