Идеологические факторы в развитии живописи

Материалы » Живопись советского периода » Идеологические факторы в развитии живописи

Страница 2

Между боями художник Павел Гавриленко написал картины «Прорыв немецкой обороны» (1943 г.), «Партизаны на Полесье» (1944 г.), «Портрет мальчика-партизана» (1943 г.) и др. Произведения Белорусских художников созданные в военные годы были представлены на выставке организованной в 1944 году в Москве в залах Государственной Третьяковской галереи. В ней участвовало более 30 живописцев, скульпторов, графиков.

Белорусские художники продолжали работать в условиях постоянного идеологического давления и навешивания ярлыков. Особенных масштабов покушение на свободу творчества достигло в годы борьбы с космополитизмом. Так художник Евгений Красовский критиковался за то, что в создании картин шел «не от содержания, а от формальных моментов, от палитры, от получения светотени». Время показало предвзятость критики. Художник оставил потомкам чудесные пейзажи белорусской природы, среди которых выделились «Беловежская пуща» и «Вязынка» (1947 г.), «На Березине» (1954 г.), «Яхты на причале» (1955 г.) и др. Психологической проникновенностью, неповторимостью характера, внешнего облика и внутреннего света личности выделяются портреты «Партизан Петр Каше» (1946), художника М Филипповича (1946 г.), народного артиста СССР Б. Платонова (1947 г.).

Постоянная критика, идеологический нажим способствовали тому, что для многих полотен была характерна вымышленная монументальность, надуманность композиции, парадность, официальность. Это касалось, например, большой картины Исаака Давидовича и Евгения Тихоновича «Слава великому Сталину» (1956 г.). Многофигурная композиция показывает парад физкультурников Белоруссии на Красной площади в Москве. Картина представляет собой образец парадной живописи, внутренней безличности и стандартизации образов советской молодежи.

На огромном полотне Натана Воронова «По поручению ленинского ЦК РКП(б)» Минск. 1919 год» (1953 г.) показан общий интерес массы солдат и железнодорожников, вызванный приездом Сталина. К нему художник поворачивает весь народ, показывает зрителю спины. Судьба народа, его героическая жизнь в тяжелых условиях военной разрухи осталась за гранью потуг художника.

Период застоя для белорусской живописи был драматичен, давление официально-бюрократического пресса здесь ощущалось сильней, чем в ряде других республик. Например в соседней Литве, куда нередко устремлялись молодые художники. Но искусство оставалось искусством. Путь к преодолению фальшивой риторики, официоза художники находили в обращении к духовным ценностям народного искусства, в обращении к своему историческому прошлому, образу родной природы.

Страницы: 1 2 

Другие публикации:

Иеронимус Босх – очевидец инопланетных цивилизаций
Магия чисел, если верить некоторым исследованиям о жизни художника, играла огромную роль в его жизни. Так, именно числу «пять» он придавал сакральное значение, считая его символом жизни. Ведь именно на пятый день Господь завершил основную ...

Культура России XIX – начала ХХ веков
XIX в. – «золотой век» русской культуры. Творчески усвоив западные влияния, она сохранила свое национальное лицо и, что называется, сказала миру новое слово. Многие ее достижения и представители получили известность и признание далеко за ...

Представления о культуре в эпоху Средневековья
В рассматриваемый период времени происходит координальное изменение по отношению к рассматриваемому вопросу. Связано это было с тем, что средневековье выдвигает свою, отличную от предшествующей эпохи мировоззренческую парадигму. Вместо ан ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы