Дворец государя молдавского Дмитрия Кантемира – первый самостоятельный проект Ф.Б. Растрелли

Материалы » Архитектор Ф.-Б.Растрелли в Петербурге » Дворец государя молдавского Дмитрия Кантемира – первый самостоятельный проект Ф.Б. Растрелли

Страница 2

Становлению таланта архитектора способствовали не только его целеустремленность и увлеченность работой как в мастерской, так и на строительной площадке, но и общение с поистине великими архитекторами. В дом Растрелли-старшего, часто заходили Земцов, Трезини, а также Гаэтано Клавери, прославившийся позже своими творениями в Дрездене при Королевском дворе Августа.

С 1730 года, с воцарением Анны Иоанновны, начинается новый период в жизни Франческо Бартоломео. Период, когда многообещающий с неуемной фантазией подмастерье постепенно становится модным придворным мастером.

За два прошлых десятилетия принцессе Анне наскучили холодные и тесные покои. Теперь по праву она требовала пышности и роскоши, которую так хотел дать Бартоломео Карло Растрелли.

Первый заказ от всесильного фаворита императрицы Бирона Растрелли получил весной 1732 года: построить на пустыре между Невским и Большой Морской вместительный и удобный манеж. С этим заданием он успешно справляется.

Осенью 1734 года Бирон вновь призывает к себе архитектора для того, чтобы поручить ему возвести замок в Курляндии. День закладки дворца — 24 мая 1736 года — стал праздником для архитектора. Знакомство с чертежами, по которым велось строительство дворца, не обнаруживает прямого заимствования молодым Растрелли приемов и методов архитекторов более старшего поколения. В этом особенность таланта Растрелли, который, воспринимая своим пылким воображением чужие открытия, создавал свое творение, ни на что не похожее и неповторимое.

Вскоре появился долгожданный и радостный указ: «Ее императорское величество указала именным своего императорского величества указом…архитектору де Растрелли по учиненному с ним контракту быть при дворе своего императорского величества придворным архитектором…» (4)

Итак, официальным строителем дворцов для Анны Иоанновны в Москве и Петербурге числился Бартоломео Карло Растрелли. А сын принимал участие в составлении проектов. И, скорее всего, очень значительное. В выдумке, в архитектурной фантазии Растрелли-младший превосходил отца. (Вспомним свидетельство Кантемира.) И Растрелли-старший, вероятно, понимал это. Вот почему, находясь в преклонном возрасте, когда уже никто не мог опровергнуть его, Франческо Бартоломео Растрелли все работы этих лет приписал единолично себе.

В 1738 году курьер доставляет в Митаву пакет с высочайшим рескриптом – государыня императрица жалует Франческо Бартоломео Растрелли звание обер – архитектора. Двадцать два года со дня приезда в Россию он ожидал этого дня. Он думал и мечтал о нем. Наконец свершилось. Того, чего не смог добиться отец, достиг сын.

Строительство дворцов было политикой. Размах и роскошь свидетельствовали о богатстве и могуществе. А за внушительными размерами и пышностью убранства можно было укрыть расстроенные финансы, тайное желание казаться сильнее, чем ты есть. Только за три года, с 1744-1747 годов архитектору Растрелли помимо всех прочих дел поручено: закончить строительство Аничкова дворца, сделать новую пристройку к Зимнему дворцу Анны Иоанновны, перестроить дворец в Петергофе.

Растрелли был очень требователен к себе в работе и того же требовал от своих помощников. Особой жалости к людям у Растрелли, видимо, не было. Условия жизни и семейные обстоятельства подручных мало волновали обер-архитектора. Единственный критерий — быстрота, четкость и качество исполнения порученного дела.

С честолюбивым, эгоистичным и вспыльчивым обер-архитектором, вероятно, было не так легко и просто работать. Можно было ожидать скандалов, взаимных обид, но привлекала и подкупала бесконечная игра фантазии, талантливость, жизнелюбие итальянца. До сего дня в архивах не обнаружено ни одной жалобы архитекторов на Растрелли, ни одного расследования склоки или ссоры. Значит, работали согласно, увлеченно, помогая и даже творчески обогащая друг друга. А с чиновниками, с придворными служителями — ругался. Исступленно, зло, обидно. Не мог терпеть канцелярских бездельников. Будучи чрезвычайно активным, он мог сразу вести параллельно несколько дел. Вот, например, перечень работ Растрелли за 1748 год- проект и чертежи убранства помещений Петергофского дворца; разработка проекта Смольного монастыря; строительство дворца в подмосковном селе Перово, проект сооружения Андреевского собора в Киеве, завершение строительства Аничкова дворца, проект убранства его покоев, мебели, проект иконостаса Преображенского собора в Петербурге, украшения для банкетных столов праздничных императорских обедов, строительство большого дворца для гофмаршала Шепелева.

Иногда такая загруженность работой приводила Растрелли к некоторым просчетам, В частности, известны неудачные решения Растрелли при строительстве киевского храма в честь Андрея Первозванного (1744— 1752). Исследователи считают, что Андреевская церковь Растрелли — это поиск решения, идея будущего собора, воплощенная затем в Смольном Монастыре.

Страницы: 1 2 3

Другие публикации:

Пирамида
Пирамиды были классическим типом царской усыпальницы в эпоху Древнего царства. Отдельные пирамиды носили названия, связанные с именами фараонов, которым они принадлежали. ...

Леонардо да Винчи
Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, 15 апреля 1452, село Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень, Франция) — великий итальянский х ...

Великое искусство XIX века
Искусство любого времени, как губка, впитывает в себя основные проблемы, идеи и взгляды своего времени. Для русского искусства это обстоятельство наиболее значимо, поскольку оно всегда было если не политизировано, то, во всяком случае, те ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы